Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Где и как хранятся в Сосновом Бору РАО

19.03.2014  -  00:00

В прошлый четверг депутаты городского совета и представители экологической организации «Родной Берег» посетили Ленинградское отделение ФГУП «РосРАО» (правопреемник Ленспецкомбината «Радон»). По словам директора предприятия Александра Богуцкого, эта встреча нужна, так как депутаты — первые люди, которые общаются с населением города. Руководство рассказало о работе отделения, ответило на вопросы и показало, где и как хранятся радиоактивные отходы.

Где и как хранятся в Сосновом Бору РАО
Где и как хранятся в Сосновом Бору РАО


Напомним, что Ленинградское отделение ФГУП «РосРАО» — единственный в регионе переработчик радиоактивных отходов низкой и средней активности. Предприятие существует с 1962 года, сейчас на его территории (40 гектар) хранится около 60 тысяч кубических метров отходов, около 3 тысяч из них — скомпактированы.

Анонс: Тур на «Радон»



О «протечках»

27 декабря минувшего года, во время общественных слушаний по ПЗРО, прозвучала информация о том, что хранилища «Радона» находятся в неудовлетворительном состоянии и пропускают атмосферные осадки (подробнее — в «Маяке» от 11 января 2014 года «Слушания прошли. Продолжение следует»).
Александр Богуцкий не согласен с этим высказыванием: «Мы бы хотели узнать, откуда такая информация. В конце 80-х действительно были проблемы, и мы вам покажем, почему это происходило и что на предприятии было сделано. На сегодня могу сказать с полной ответственностью: нигде ничего не течёт».
По словам Александра Плотникова, заместителя директора по радиационной безопасности, течи начались на одном из хранилищ из-за уязвимости конструкции и качества строения: загрузка проходила на открытом воздухе. «Когда мы обнаружили первые течи, то выявили трещины, расширили их, заделали специальным раствором, удалили повреждённый грунт, а для удаления воды во все каньоны, к которым смогли пробраться, пробурили скважины. Тогда же было принято решение закрыть хранилища от атмосферных осадков колпаками из профнастила»,— говорит он.
Сейчас хранилища не представляют опасности, радиационный фон на территории предприятия соответствует норме, это контролируют специалисты из Роспотребнадзора и ФМБА.

О хранении и захоронении

За 52 года существования предприятия в его хранилищах скопилось около 60 тысяч кубических метров отходов. Срок эксплуатации каждого здания — 30 лет. Он может быть продлён, но поддержание наземных хранилищ будет требовать всё больших финансовых вложений: «Да, можно хранить вечно, но надо доказать, что риски и затраты, которые растут ежегодно, будут меньше, чем на извлечение отходов и их захоронение»,— уверен директор предприятия.
Раньше к контейнерам не было жёстких требований, теперь они обязательно должны иметь сертификацию. Срок их службы ограничен десятками лет (депутатам показывали контейнеры на 30 и на 50 лет), потом отходы надо переупаковывать, и это создаст дополнительную радиационную нагрузку на работников предприятия.
В соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ захоронение отходов имеет право осуществлять только национальный оператор (ФГУП «НО РАО»), другое юридическое лицо — РосРАО, как специализированная организация, будет заниматься лишь подготовкой и упаковкой отходов, а затем передавать их НО РАО для окончательного захоронения.

О компактировании РАО

Среди основных задач предприятия — проработка технологий по компактированию (уменьшению объёмов принимаемых отходов) и по кондиционированию, то есть приведению в наиболее безопасное состояние для окружающей среды. Сейчас через эти процедуры проходят в основном вновь поступающие РАО, для них отведено последнее на настоящий момент, недавно отстроенное хранилище. «Этот процесс ещё нигде не начинался, в системе РосРАО мы первые,— говорит Александр Богуцкий,— отходы сортируются: что-то можно отпрессовать, что-то — отфрагментировать, откомпактировать, потом суперпрессом бочки с отходами сжимаются в 4–6 раз. Дальше мы заливаем их в железобетонных контейнерах цементным составом. В этом году планируем извлечь порядка 500 кубов. Начинать будем с лёгкого, отходы атомной станции трогать пока не собираемся».

О технологиях и реконструкции

Ленинградское отделение в ближайшие годы ждёт реконструкция и переход на новые безопасные, современные и эффективные технологии. Сейчас готовится проект, в этом же году он может пройти государственную экспертизу, затем с ним смогут познакомиться все желающие: его обсудят на общественных слушаниях. Вместо битумирувания будет применяться цементирование. Также предприятие должно получить новый суперпресс и установку плавления теплоизоляции. Это позволит сильнее компактировать отходы и приведёт к уменьшению количества РАО.

Об отходах из других регионов

Весной прошлого года появилась информация о том, что в Сосновый Бор на переработку поступили РАО с Курской АЭС (подробнее — в «Маяке» от 8 мая 2013 г. «Все РАО — в гости к нам?»). По словам директора предприятия Александра Богуцкого, действительно поступило 400 бочек РАО: «Мы приняли их с одной целью: пытаемся ввести технологию по всем нашим площадкам. Мы скомпактировали эти отходы, и у нас получилось 179 бочек, планируем их вывезти в этом году. Я считаю, это удачный эксперимент. После этого закуплен пресс на Саратовскую площадку. Я считаю, что возить отходы из других регионов нецелесообразно ни экономически, ни социально: нагрузка на психологический настрой населения вокруг неоправданна. Лучше проверить технологии и распространить их по стране».

О перспективах расширения

Самое новое хранилище, в котором стоят современные контейнеры с кондиционированными РАО, было открыто в конце 2010 года (подробнее — «Маяк» от 18 мая 2011 года «Нового хранилища хватит на 15 лет»). Тогда предполагалось, что оно, скорее всего, станет последним: дальше отходы должны передаваться Национальному оператору на захоронение. Но пока пунктов захоронения нет ни в одном регионе (их планируется построить 30), поэтому, по словам Александра Богуцкого, расширяться придётся: «Нельзя просто ждать. Да, для этого нам, скорее всего, надо будет выйти на общественные слушания, подготовить ОВОС. Мы не будем сворачивать свою работу вне зависимости от деятельности национального оператора»,— заявил он.
Сейчас хранилище заполнено примерно на 20%, насколько его хватит, сказать трудно, если отходы будут поступать такими же темпами, то примерно на шесть лет.

Подготовила Ольга Домашенко

* * *

Мнение

Геннадий Алмазов, заместитель председателя совета депутатов: «Я думал, что работы представляют какую-то реальную опасность. Но увидел рабочих, которые имеют дело с этими бочками, полный день без специальной защиты. И не мог предположить, что отходы, которые здесь хранятся, настолько низкой активности. Мы видели и старые хранилища, и новое — это, конечно, день и ночь. Технологии стали более совершенные и безопасные».

Пётр Уваров: «Нас интересовало состояние предприятия, мощности, перспективы. Мы прошли по цехам, увидели, чем старые хранилища отличаются от новых, узнали, как поступают отходы, как они перерабатываются, сами все посмотрели. Данное предприятие для нашего города ценно и нужно, но парадокс в том, что отходы всё равно нужно доводить до какой-то точки и захоранивать, потому что тот процесс, который нам показали, очень затратный, если хранить на поверхности. Задействовано много персонала, который может пострадать».

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика