Градирни. Момент истины

Мнение

05.08.2018  -  10:02

Пуск энергоблока ЛАЭС‑2 захватил несколько мягких морозных дней в конце февраля — начале марта 2018 года. Даже этого краткого периода было достаточно для доказательства того факта, что атомные энергоблоки с «мокрыми» градирнями безаварийно в нашем регионе зимой работать не смогут. Наступил момент истины. Об этом и предупреждали ветераны-атомщики и представители общественности, входившие в состав Рабочей группы. Нас называли экстремистами, не допускали на страницы СМИ. А зря. Мы предсказывали, что могут случиться тяжкие явления.


фото: Дмитрий Чубарь

К примеру, образование льда на незащищенном электрооборудовании вблизи расположенных предприятий. Или сплошной гололед на довольно обширной территории, даже с обледенением города Сосновый Бор. Неизбежен и выброс в большом количестве морской соли. Все зависит от скорости ветра и его направления, от величины отрицательной температуры, от продолжительности ее воздействия. Чем мощнее энергоблок, тем масштабнее последствия.
Все лукавства, направленные в свое время на сглаживание негативных явлений, нынче обнажаются. Напомню, как это было. Сосновоборцам рассказывали красивые сказки о работе градирен в Бельгии. Только не упоминалось, что АЭС Тианж расположена в зоне влияния теплого течения Гольфстрим, там совсем иной климат.
Проводились также экскурсии на Нововоронежскую и Калининскую АЭС, причем в группу посещения подбирали людей, мало понимающих специфику работы градирен. Зато было множество корреспондентов — для дальнейшего опубликования в прессе материалов типа — «все хорошо и нечего градирен бояться». Никто не хотел отражать правду.
А правда такова. Градирни, построенные еще в советское время на АЭС и ТЭЦ, работали в теплое время с использованием специального водоема-охладителя. Зимой их просто не задействовали для охлаждения. Реализовывались и другие экологически безопасные технологии и приемы.
На ЛАЭС‑2 иная ситуация. Бетонный оголовок наших градирен, имеющий повышенный коэффициент теплопроводности (по сравнению с деревянными испарителями, какие использовались в зимнее время на небольших ТЭЦ под Москвой), подвержен существенно большей степени обмерзания при морозе. Крупные куски льда, оторвавшиеся от верха, при падении вниз неизбежно будут повреждать расположенную на разных уровнях оснастку и створки для ограничения воздушного потока.
Уже сегодня встал вопрос как выйти, так сказать, малой кровью на ЛАЭС‑2 из создавшегося положения. Мое предложение такое. (Оно уже изложено как техническое предложение руководству ЛАЭС‑2). С пуском в эксплуатацию первого энергоблока на строящейся станции, как известно, предусматривается останов энергоблока № 1 на действующей ЛАЭС. Тем самым представляется возможность использовать освободившиеся мощности береговой насосной № 1 для коренного изменения системы охлаждения новой станции: градирни строящегося энергоблока № 2 ЛАЭС‑2 заменяются на прямоточную систему охлаждения от залива.
В таком варианте есть много сложностей. Практически невозможно при действующем энергоблоке № 2 первой ЛАЭС модернизировать половину береговой насосной для обеспечения подачи воды с расходом порядка 180000 м3/час на высоту расположения ЛАЭС‑2 в чаши градирен первого энергоблока или непосредственно в конденсаторы турбины. Невозможно также «перекопать» пристанционный узел для замены определнных трубопроводов. То есть, требуется полный останов первой очереди ЛАЭС‑1 на длительный период. Это экономически невыгодно.
Считаю, что более предпочтительным вариантом является вариант подключения напорных и сливных трубопроводов непосредственно в машинном зале после демонтажа турбинного оборудования блока № 1 первой станции. При этом остаются нетронутыми береговая насосная и пристанционный узел.
Еще несколько конкретных технических предложений. Для напорной части при выходе из машзала необходимо построить открытый железобетонный лоток, а также насосную станцию с необходимым напором для подачи циркуляционной воды к новой ЛАЭС. Циркуляционные водоводы проложить, прижимаясь к береговой линии в сторону третьего и четвертого энергоблоков первой ЛАЭС. А в промежутке между станциями построить этот лоток с насосной. Для повторного использования циркуляционной воды слив с конденсаторов турбин первого блока ЛАЭС‑2 направить в чашу градирни блока № 2 и циркуляционными насосами оборотной системы подать на конденсаторы турбин этого блока с последующим сливом ее в сливной трубопровод. При отсутствии второго блока, естественно, слив направить в сливной трубопровод. 
Данный вариант можно считать временным. После снятия с эксплуатации блока № 2 на первой ЛАЭС можно реализовать модернизацию насосной первой ЛАЭС с ликвидацией открытого лотка (и при нем насосной), применить индивидуальные проточные схемы без последовательного использования охлаждающей воды в конденсаторах двух энергоблоков или по последовательной схеме подать охлаждающую воду на конденсаторы турбин блоков № 3 и № 4 новой ЛАЭС.

М. В. Шавлов 


Шавлов.jpgВ этом году вышла автобиографическая книга Михаила Шавлова «Судьба атомщика» (об этом «Маяк» сообщал 4 мая). В ней — уникальные материалы и воспоминания об интереснейших моментах становления атомной энергетики в нашей стране, и, в том числе, в Сосновом Бору. В частности, 115 страниц посвящено ЛАЭС в период ее строительства и эксплуатации с 1969 по 1998 годы. Михаилу Владимировичу не раз доводилось участвовать в разрешении сложных проблем и опасных ситуаций, возникавших при создании и эксплуатации головных образцов отечественных ядерных установок. В своей работе он много занимался техническими расчетами параметров и режимов их эксплуатации. Он считает своим долгом всегда отстаивать истину при решении проблемных ситуаций.


Читайте также: "Большие и добрые великаны".

Комментарии

Загрузка комментариев...
Теги: ЛАЭС-2

Атомград

16.11.2018  -  13:21

На Ленинградcкой АЭС самый важный кран протестировали на 60 лет вперед

На энергоблоке №2 Ленинградской АЭС завершен комплекс проверок самого важного грузоподъемного оборудования реакторного отделения – полярного крана. Об этом сообщает управление информации станции.

Теги: ЛАЭС

Атомград

13.11.2018  -  12:54

На втором энергоблоке строящейся ЛАЭС завершен первый этап электромонтажа

Монтаж электротехнического оборудования на энергоблоке №2 ВВЭР-1200, необходимого для подачи напряжения на собственные нужды по штатной схеме, ведется в соответствии с графиком. Работы, стартовавшие в III квартале текущего года, выполняются хорошими темпами. Об этом рассказал заместитель главного инженера Ленинградской АЭС-2 по электротехническому оборудованию Александр Рудник.

Атомград

03.11.2018  -  09:53

"Росэнергоатом" запустил реактор первого в мире плавучего атомного энергоблока

Концерн "Росэнергоатом"в пятницу начал процедуру физического пуска реактора первого в мире плавучего энергоблока "Академик Ломоносов", пишет ТАСС.

Атомград

02.11.2018  -  19:02

Работника ЛАЭС будут судить за мошенничество на 440 тысяч рублей

Как уже ранее сообщал "Маяк", сотрудник Ленинградской атомной станции на протяжении двух лет обманывал руководство предприятия, якобы проходя обучение и получая за это компенсацию, рассказали в Следственном комитете Ленобласти.

Теги:

Атомград

31.10.2018  -  18:52

ЛАЭС выберет лучший научно-технический доклад среди работ молодых специалистов

Победителей конкурса ждет неплохое денежное вознаграждение.