Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Забота на тысячи лет. Первый энергоблок ЛАЭС отключили. Что дальше?..

24.01.2019  -  16:52

21 декабря 2018 года в Сосновом Бору произошло историческое событие — был отключен первый энергоблок ЛАЭС, проработавший 45 лет и выработавший и основной, и продленный ресурс. А в Санкт-Петербурге в конце декабря прошли две пресс-конференции, на которых говорилось о процессе выведения этого энергоблока из эксплуатации. На первой выступали со своими предложениями и вопросами независимые эксперты. На второй об итогах минувшего года и перспективах будущего говорил директор ЛАЭС Владимир Перегуда.

Наш  пейзаж, возможно, изменится, но вопрос с потенциальной опасностью остается неопределенным на долгое время
Наш пейзаж, возможно, изменится, но вопрос с потенциальной опасностью остается неопределенным на долгое время

Мнение независимых экспертов

18 декабря в Петербурге состоялась пресс-конференция на тему «Экспертиза Концепции вывода из эксплуатации Ленинградской АЭС». Участники процесса вывода из эксплуатации Игналинской АЭС, опираясь на бесценный практический опыт, высказывали свои предложения, которые могут быть полезны при выводе из эксплуатации аналогичных энергоблоков на ЛАЭС.
Виктор Шевалдин, который долгое время руководил Игналинской АЭС (в том числе и в начале процесса выведения блоков из эксплуатации), убежден, что информированность персонала и населения о процессе вывода атомных энергоблоков из эксплуатации — это одна из важнейших задач. Ныне он является председателем Общественного совета по экологии и энергетике при самоуправлении города Висагинас и принял участие в пресс-конференции по скайпу. Он рассказал, что еще в конце сентября члены возглавляемого им совета и ветераны ИАЭС ознакомились с Концепцией вывода из эксплуатации Ленинградской АЭС и обсудили ее (стоит отметить, что в Сосновом Бору ни ветеранские организации, ни Общественный совет пока Концепцию не обсуждали). В результате были сформулированы рекомендации российско-литовской экспертной группы.
Отметив, что Концепция «очень хороша», Виктор Шевалдин, тем не менее, донес ряд предложений, которые касаются как властей (местных и региональных), так и Росэнергоатома. Так, при подготовке обновленной версии Концепции предлагается, в частности, дополнить ее оценкой общего количества, вида, категории и классов радиоактивных отходов, которые образуются при выводе из эксплуатации. А также — описанием видов радиационного контроля, в том числе — и в черте Соснового Бора.
Экспертами рекомендуется также разработать и принять закон о радиационной безопасности Ленинградской области с более глубоким вовлечением властей и общественности в процесс принятия решений. А также подумать о социальных гарантиях работникам выводимых из эксплуатации АЭС.
А еще предлагается создать независимую региональную лабораторию по комплексному экологическому мониторингу территорий размещения радиационно-опасных объектов, в первую очередь — Сосновоборского городского округа.

Cлово директора 

На пресс-конференции в ТАСС 23 декабря директор ЛАЭС Владимир Перегуда также обратился к теме вывода из эксплуатации первого энергоблока, отметив, что блок «с почетом провожаем на пенсию и начинаем следующий этап его жизненного цикла — подготовку и вывод его из эксплуатации».
В настоящее время идет получение лицензий на вывод блока № 1 из эксплуатации, а сам блок тем временем эксплуатируется в режиме без генерации энергии. Одновременно будут производиться расчет объема образующихся при выводе радиоактивных отходов и разрабатываться документы проекта вывода блока из эксплуатации. В ближайшие 8 лет будет идти выгрузка топлива из реактора и дезактивация РАО.
Директор станции сообщил также, что на ЛАЭС есть собственный комплекс по переработке радиоактивных отходов 3‑го и 4‑го класса, которого достаточно для того, чтобы обеспечить переработку и хранение отходов после вывода из эксплуатации блока № 1.

Вопросы без ответов 

Таким образом, отключение энергоблока № 1 ЛАЭС — это лишь первый маленький шаг к многолетнему и много-затратному процессу вывода из эксплуатации. Насколько многолетнему и затратному? Точных ответов пока нет. Но, к примеру, известно, что в настоящее время ни в России, ни в мире нет технологий обращения с радиоактивной графитовой кладкой. То есть пока неясно — что, собственно, делать с графитом, который составляет основу активной зоны реактора. Один из вариантов — законсервировать реактор на месте, обеспечив его изоляцию от внешней среды и охрану. По крайней мере до тех пор, пока не найдут технического решения проблемы, которая, вполне возможно, достанется по наследству нашим потомкам. Ведь, как напомнил на пресс-конференции председатель Общественного совета южного берега Финского залива Олег Бодров, период полураспада радиоактивного углерода С‑14 — около 5700 лет. Означает ли это, что следить за состоянием реактора и охранять его придется сотни, а то и тысячи лет? А если поднимется уровень воды в Балтике (известно, что 6 тысяч лет назад он был на пять метров выше, чем сейчас)?
Вопрос о затратах тоже интересный. Неким ориентиром может служить Игналинская АЭС, где один энергоблок был остановлен в конце 2004 года, второй — в 2009 году. К концу 2014 года там было демонтировано оборудование турбинного цеха первого энергоблока, часть отработавшего ядерного топлива перевезена в сухое контейнерное хранилище на открытой площадке на территории станции. Часть средств ушла на социальные программы для атомграда Висагинас. На все это потратили около 1 миллиарда евро. Согласно новой версии окончательного плана снятия с эксплуатации, с 2014 по 2038 годы дополнительно потребуется 2,6 миллиарда евро.
Кроме этих принципиальных вопросов есть и другие. Например, могут ли жители ближайших населенных пунктов рассчитывать на какие-либо льготы в связи с началом процесса выведения из эксплуатации?

Стоит помнить, что первый энергоблок ЛАЭС — это головной реактор данного типа в стране. То есть на его примере будет базироваться система выведения из эксплуатации всех остальных подобных реакторов в России (всего их 11). Поэтому в Сосновом Бору логично было бы создать научный центр по этой теме. А также наладить хорошее информирование о происходящем как коллектива атомной станции, так и жителей Соснового Бора, Ленинградской области и Санкт-Петербурга и обеспечить открытость в процессе, который важен для всех.

Кстати

13 декабря на ЛАЭС состоялось заседание Общественного совета Росатома, в котором приняли также участие члены Общественной палаты РФ, экологи, руководители ЛАЭС и администрации  Соснового Бора. Как сообщило управление информации ЛАЭС, на заседании директор станции Владимир Перегуда представил доклад по выводу из эксплуатации первого блока РБМК и новых компетенциях атомной отрасли, которые будут здесь появляться. Однако подробного сообщения о содержании доклада для СМИ не было.




  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика