Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Из глубины веков до наших дней. Краевед рассказала о древнем местном народе водь

06.03.2024  -  09:03

Об одном из самых древних народов наших мест под названием водь рассказала краевед Лариса Исаева. Удивительному народу водь, представители которого и по сей день живут в наших местах, она посвятила лекцию о Водской пятине в рамках проекта «Локальная традиция в современных красках», который осуществляется при поддержке президентского гранта. Послушать ее в читальный зал сосновоборской городской публичной библиотеки пришли многие. При подготовке Лариса Исаева опиралась на труды таких известных специалистов в вопросах этнографии, как Пётр Кёппен (в середине 19 века составил этнографический атлас европейской части России), Дмитрий Цветков (уроженец деревни Краколье, составил словарь и написал грамматику водского языка), Ольга Конькова (этнограф и эксперт по прибалтийско-финским народам) и других. А также на деятельность сохраняющих традиции и материальные элементы культуры музеев, на исследования и работы местных мастеров и на рассказы жителей.

Фото Нины Князевой
Фото Нины Князевой

С 2008 года водь официально считается коренным малочисленным народом России. А первое упоминание в летописи о води относят к 1069 году. Одна из пяти огромных по территории частей древней Новгородской республике называлась Водская пятина — по имени этого народа. В Ленинградской области местами компактного проживания этой народности в настоящее время являются три деревни в Кингисеппском районе: Краколье (Йыгыпэрь), Пиллово (Пилола) и Лужицы (Луудитс). Однако представители этой народности живут и в других поселениях и городах, в том числе и в Сосновом Бору, что неудивительно, ведь в 19 веке одним из мест проживания води было расположенное рядом с нашим городом село Копорье. В 20 веке народность пережила несколько ударов: эвакуация, выселение… В советской переписи 1959 года водь вообще не упоминалась и считалась исчезнувшим народом, но в переписи 2002 года вновь были зарегистрированы его представители.

Представители води придерживались православной веры, но при этом сохраняли и элементы язычества — обожествляли природу, считая священными леса, воды, горы, землю, солнце и звезды и проводили обряды под руководством местных колдунов — арбуев. Многое отражено в преданиях и сказках народа водь, которые были записаны и выпущены в виде книг, с хорошими иллюстрациями.

Представители води имели и внешние отличия: высокий рост, голубые глаза, очень светлые, с оттенком седины, волосы, а также живой характер и острый ум.

Рассказывая о костюмах, Лариса Исаева продемонстрировала реконструкцию уникального женского головного убора — пайкас, и украшение — каатырыд, расшитое монетами и раковинами каури. Рассказала об одетых в национальные костюмы водских традиционных куклах — титти, которых шили для дочерей и внучек мамы и бабушки. Она также показала в презентации полную реконструкцию традиционного костюма замужней водской женщины, которая была сделана трудами нескольких авторов: Наталья Романова, Мария Романова, Лариса Шаповалова, Елена Ростовщикова, Галина Коновалова, Елена Приймак, Михаил Воронцов, Сергей Хрусталев.

Поговорили и об особенностях жилища и ведения хозяйства.

Слушатели принимали активное участие, задавали вопросы, сообщали об известных им фактах, обсуждали разные подтемы и имели возможность примерить уникальные элементы нарядов.

Память о води и их традиции сохраняют в Ленобласти энтузиасты. В Кингисеппском районе работают два музея: музей водской культуры в деревне Лужицы, созданный Мариной Ильиной, и Музей коренных народов Водской пятины в деревне Монастырьки, созданный Валентиной Бабкиной.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика