Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Александр Запесоцкий: Студенты хотят быть успешными? Пусть трудятся не покладая рук!

04.06.2014  -  00:00

Наступает пора выпускных экзаменов. Школьникам предстоит выбрать будущую профессию. Как найти вуз, который даст качественное образование, позволит реализовать себя и вписаться в реалии общества?Сегодня мы публикуем вопросы абитуриентов и ответы Александра Запесоцкого — заместителя председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, члена-корреспондента Российской академии наук, ректора одного из самых успешных вузов страны — Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, прозвучавшие в прямой линии газеты «Комсомольская правда». Беседу вели обозреватель отдела науки и образования газеты Александр Милкус и ведущая «ТВ-КП» Елена Афонина.

Александр Запесоцкий: Студенты хотят быть успешными? Пусть трудятся не покладая рук!
Александр Запесоцкий: Студенты хотят быть успешными? Пусть трудятся не покладая рук!


Е.А.: Как вы оцениваете уровень подготовки ребят, которые к вам приходят в последние годы?
— У нас высокий конкурс — от 20 до 50 человек на место. С очень высоким баллом ЕГЭ. Но в целом качество школьной подготовки в последние годы падает. И 7— 8 лет назад, и сейчас к нам поступают люди со средним школьным баллом 4,2. Но тогда этот балл был обеспечен реальными знаниями в среднем по России на 3,8 балла. Сейчас 4,2 балла — это честные 2,8. Мы считаем это по специальным методикам — долгие годы вуз был экспериментальной площадкой Российской академии образования. Есть и другая беда: резко упала мотивация, дисциплина, креативные качества.

Е.А.: Как же вы тогда с ними справляетесь, ведь качество выпускников вашего университета хорошо известно — ваших ребят расхватывают «с руками и с ногами»?
— Мы выдаем каждый год 1400 дипломов. Из выпуска прошлого года два человека пришли на биржу труда. Годом раньше — ни один не пришел. По трудоустройству у нас, думаю, последние 10 лет лучшие показатели в стране. В чем причина? Большое внимание уделяем дисциплине, ответственности, мотивации студента. Один очень известный немецкий педагог сказал, что путь к счастью лежит через трудолюбие и дисциплину.
Я убежден, что нет бездарных людей. У нас есть лицей при университете — Международная гимназия «Ольгино». Туда мы берем ребят из регионов, иногда из слабых школ. Через 2-3 месяца они начинают хорошо учиться, а через полгода выигрывают олимпиады разного уровня. Методика очень простая. Мы находим талант у любого человека и развиваем его. На этой основе приходят уважение к себе, чувство достоинства. Но главное — мы создаем обстановку, когда разгильдяйство недопустимо, когда надо отвечать за себя — с первого курса.

А.М.: Александр Сергеевич, скажу сразу — такого вуза, как Университет профсоюзов, я в России не видел нигде. Потрясающее учебное пространство! Светлые хорошие аудитории. Отличная библиотека. Меня удивила студия мультимедиа для будущих режиссеров и особенно рекреационная зона — с шезлонгами, зонтиками, песочком и водичкой. Она сохранилась?
— В университете весьма серьезные академические требования, студенты должны много работать. И когда они выходят из аудитории, должно быть что-то, что им поможет переключиться, расслабиться. Например, есть интернет-зал «Желтая подводная лодка». Там сидит водолаз. Есть студенческое поверье: пожмешь ему руку, на экзамене получишь пятерку. А рядом фигура ректора университета с бляхой «Дежурный по бане». Ты можешь здесь улыбнуться, отвлечься, попить бесплатно чаю. С нашей точки зрения, университет — это конструирование определенного образа жизни. Среда воспитывает и влияет на людей.

А.М.:У вас есть еще важная вещь — дух знаний. С 90-х в Гуманитарном университете стали проводить Лихачевские чтения. Самые известные философы, филологи, культурологи приезжают на это мероприятие. Студенты с ними общаются. Как у вас это получилось?
— В 1993 году к нам пришел Дмитрий Сергеевич Лихачев и сказал, что «это вуз будущего, я хочу с вами сотрудничать». Он вместе с нами разработал «Декларацию прав культуры». Дни науки мы стали делать с его подачи. Он был и среди первых участников. И когда он ушел из жизни, мы стали его дело продолжать. За 21 год чтения выросли в масштабный международный форум.

Звонок: Александр Сергеевич, скажите, как быть, если при выборе будущей профессии мнение родителей не совпадает с моим?
— Слушать родителей, конечно, стоит. Но в конечном счете надо руководствоваться собственным мнением. Я бы не рекомендовал родителям давить на детей при выборе вуза. Ребенку важно заниматься любимым делом. Да, он может ошибиться в выборе. По социологическим данным, примерно семь процентов людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. Все, что должны сделать родители, это помочь ребенку максимально выявить его способности.

Звонок: Александр Сергеевич, в вуз, куда я хочу пойти, я прохожу только на платное. На бюджетное место смогу попасть лишь в более слабый вуз. Как быть?
— Был период, когда у нас не было бюджетных мест. Сейчас мы их выигрываем по конкурсу. Но и в то время, когда у нас были только платные места, поступало больше 10 процентов золотых медалистов. К сожалению, у нас в стране учиться на платной основе непрестижно. Это неправильно. Здесь — как с медициной. Если вам нужно к дантисту — вы же не пойдете на бесплатный прием к терапевту. Выбирать нужно вуз, который чувствуешь своим, который поможет реализовать способности. Если не удается в этот вуз поступить на бюджет, надо за деньги поступать туда, куда хочется. Надо идти в вуз мечты. И ни в коем случае не выбирать по интернету. Лучше потратить деньги на дорогу, но приехать и посмотреть обстановку в вузе, в общежитии, в библиотеке, в аудиториях, поговорить со студентами, зайти на кафедру. Узнать, куда устраиваются выпускники после вуза.

Звонок из Ухты: Мы всегда мечтали дать дочке образование в Санкт-Петербурге. Но страшно, как она там, в чужом большом городе? Как ваш университет помогает первокурсникам?
— Наша программа адаптации начинается до 1 сентября. Ребенок с вещами появился в общежитии. Его сразу же зовут на экскурсии по городу. Важно показать человеку путь к хорошему: к музеям, к театрам. Если он будет предоставлен сам себе, возможно, пойдет туда, где будет сомнительная компания. Дальше — система праздников. Ребята вместе готовят вечера. У каждой группы есть тьютор. У нас очень хорошие студенческие самоуправляемые организации. Старшие помогают первокурсникам. Иногородние примерно к третьему курсу уже догоняют местных абсолютно во всем. А к концу вуза они в среднем и обгоняют питерцев.

А.М.: В университете замечательное общежитие — на уровне хорошей трехзвездочной гостиницы в Испании. Дети там с удовольствием живут и учатся — это очень здорово! У вас все иногородние обеспечены общежитием?
— Все, кто хочет, живут в общежитии. Более того, грустная статистика: среди детей, которым родители сняли квартиру, отчисляемость в пять раз выше, чем у тех, кто живет в общежитии.

Звонок: Как можно отчислять платных студентов? Вы же теряете деньги!
— Мы не считаем свой вуз коммерческим и не ставим прибыль во главу угла. В нашем университете полная стоимость образования, если учитывать материальную базу, 450 тысяч рублей в год. Никто из студентов такие расходы, конечно, не несёт.

Е.А.: Откуда же тогда у вас средства?
— Много способов дополнительного заработка: от научных исследований до работы летом нашего общежития в режиме гостиницы. Мы оказываем и нашим студентам очень много дополнительных услуг по совершенно невысоким ценам... Есть солярий, парикмахерская, массаж...

Е.А.: Солярий в университете?!
— Да. И косметический кабинет.

Звонок: А что у вас делается для психологической совместимости педагогов и студентов?
— Около 20 лет работает система оценки деятельности педагогов коллегами и студентами. Каждый студент ставит каждому педагогу оценку примерно через полтора месяца после экзаменов. Он не успевает забыть, как с ним работали, и он уже не разгорячен тем, что педагог был строг. Лет 15-20 назад были преподаватели, которые получали 50-55 баллов по 100-балльной системе. Сейчас, если меньше 80, то с педагогом идет работа на кафедре.

А.М.: Вопрос от читателей «КП». В вузе открывают новые факультеты. Например, факультет конфликтологии. А какие еще новые специальности вы планируете открыть?
— Мы стараемся не столько открывать новые специальности, сколько противостоять общим негативным тенденциям распада образовательной системы в стране. Наша задача — поддерживать качество подготовки специалистов. Факультет конфликтологии пользуется очень большой популярностью у молодежи. За этим будущее. Но я сторонник дальнейшего развития существующих направлений. У нас есть факультеты: юридический, экономический, культуры, искусств. Всего более 20 направлений подготовки по всему гуманитарному спектру. Все они востребованы. По окончании университета ребята находят хорошую работу, у них прекрасный карьерный рост.

По материалам «Комсомольской правды»

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика