Каким должен быть учитель XXI века?
Сочинение на заданную тему бывшей ученицы
К сожалению, учителей не выбирают, поэтому одним ученикам можно только позавидовать, а других — пожалеть. Но если бы будущие студенты педагогических вузов серьезнее относились к выбору профессии, школьникам бы жилось гораздо легче.
При поступлении в педагогический институт будущих учителей не тестируют на профессиональную пригодность. А жаль, ведь чаще всего именно увлеченный своим предметом преподаватель передает любовь к нему как эстафетную палочку, ученикам. И наоборот, какая-нибудь «Марь Иванна» способна навеки отбить охоту учиться. Каким же критериям должен соответствовать хороший педагог? Мы решили расспросить об этом самые заинтересованные стороны — учеников сосновоборских школ и их учителей.
Школьники, в основном, хотят видеть в своих классах «добрых, но строгих», «справедливых», «не имеющих любимчиков» учителей. При этом практически все отметили, что педагог должен интересно преподавать свой предмет.
А каким хотели бы видеть учителя XXI века те, кто отдал работе со школьниками немало лет?
Большинство из них склонны к тому, что учитель должен быть, прежде всего, профессионалом. Были также отмечены общая образованность и заинтересованность в его труде со стороны государства и необходимость уважительного отношения к учащимся.
Удивительно, но всего несколько человек отметили, что учитель должен любить учеников. Многие же посчитали это качество не то что вредным, но в принципе невозможным, «ведь любят только своих близких, а не детей «в общем».
Даже поразительно видеть такую узость мышления в тех, кто «нас выводит в люди». Поэтому так и хочется одним из самых необходимых качеств учителя будущего отметить широту взглядов, кругозора, мышления.
И любовь, отнесенная к категории «невероятного», хотелось бы отнести к главным качествам будущих педагогов. Что же вообще можно делать в школе, не любя детей? Ведь только это чувство позволяет подняться над мелочами, не «зацикливаться» на ученических промахах и дает умение прощать. Только любовь к своему предмету поможет не останавливаться в тесных рамках студенческих конспектов, а профессионально совершенствоваться год от года. А любовь к своей профессии позволит с удовольствием приходить в школу, не дожидаясь «милостей» от власть предержащих.
Конечно, любовь, в зависимости от нравственного уровня человека, может быть разной. Поэтому еще одним качеством, неотъемлемым от учителя будущего, хотелось бы видеть высокую внутреннюю культуру — то, что называется старомодным словом «интеллигентность».
Возможно, недалек тот день, когда большинство учителей станет соответствовать этим трем критериям. Может, тогда и дети станут ходить в школу с большим удовольствием?