Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

99 лет назад российская подлодка впервые потопила английский эсминец в Финском заливе

01.09.2018  -  18:36

31 августа на площади учебного центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» состоялся митинг, посвященный 99-ой годовщине потопления подводной лодкой Балтийского флота «Пантера» английского эскадренного миноносца «Vittoria» у острова Сескар 31 августа 1919 года.

99 лет назад российская подлодка впервые потопила английский эсминец в Финском заливе
99 лет назад российская подлодка впервые потопила английский эсминец в Финском заливе

Был произведен подъем государственного флага России и возложены цветы к памятному мемориалу. Митинг завершился торжественным прохождением личного состава под звуки марша «Варяг».

   История далекого подвига
Летом 1919 года войска Красной Армии вели тяжелые оборонительные
бои против наступавшей на Петроград Северо-Западной армии во главе с ге-
нералом Н. Н. Юденичем. Активное содействие белогвардейским войскам
оказывали финны, эстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна.
С англичанами взаимодействовали флоты Финляндии и Эстонии.

В этот трудный для советской власти период задача балтийцев состояла
в том, чтобы не допустить флот интервентов к Петрограду и оказать всемерную помощь войскам Красной Армии. Наиболее активно боевые действия на море вели английские корабли. В конце августа английские крейсера и эсминцы усилили обстрел позиций Красной Армии в районе Копорской губы.

Командование Балтийским флотом решило направить туда подводные
лодки. В 6 часов утра 31 августа 1919 года подводная лодка "Пантера" вышла
из Кронштадта в район Копорской губы. Командовал лодкой бывший лейте-
нант российского флота, в годы первой мировой войны служивший старшим
офицером на подводной лодке "Волк", А. Н. Бахтин. Бывший штурман этой
подлодки, будущий академик и адмирал А. И. Берг, с августа 1919 года был
назначен командиром подводной лодки "Рысь", поэтому в этот поход лодка
вышла с новым штурманом - Красновым А. И.

Находясь на позиции, при очередном поднятии перископа, около 19
часов, Бахтин увидел, два английских эсминца стоявших на якоре недалеко
от острова Сескар. Командир решил атаковать. Для этого необходимо было
изменить установку глубины хода торпед. Они были подготовлены для
стрельбы по крейсерам и прошли бы под корпусом эсминца, не причинив ему
никакого вреда. Пришлось лечь на грунт, вытащить торпеды внутрь подвод-
ной лодки и изменить установку глубины их хода. На это ушло около часа.

Еще около часа лодка маневрировала, чтобы незаметно занять наиболее
удобную позицию для торпедного залпа. В 21 час 16 минут, выйдя со сторо-
ны заходящего солнца, "Пантера" с расстояния 4 - 5 кабельтовых выпустила
две торпеды. Вторая попала в цель. Эсминец сильно накренился, окутался об-
лаком дыма и пара, а затем быстро ушел под воду. Это был новейший, по-
стройки 1917 года, английский эсминец "Витториа".

После выстрела лодку сильно подбросило вверх. На короткое время
над водой показалaсь ее рубка и носовая часть. Второй английский эсминец
осветил место погружения подводной лодки прожектором и открыл стрельбу
ныряющими снарядами. Вскоре прилетели самолеты, подошли еще минонос-
цы и катера. Девять кораблей, освещая море прожекторами, искали подвод-
ную лодку. Но Бахтин сумел оторваться от преследования. В 4 часа утра по-
пытались всплыть для проветривания отсеков. Как только боевая рубка пока-
залась над водой, ее тут же осветили прожектором, и погоня возобновилась.
"Пантере" вновь удалось уйти от преследователей, но дышать в лодке стано-
вилось все труднее.

С наступлением рассвета командир приказал поднять перископ, необ-
ходимо было определить свое место, чтобы войти в проход минного поля на
подступах к Кронштадту. Едва успели определиться, как за кормой показался
перископ. Вражеская подводная лодка караулила здесь возвращающиеся из
похода русские корабли. Пришлось снова погрузиться и вслепую идти через
минное поле. Только в 11 часов, на подходе к Кронштадту, "Пантера" смогла
всплыть в надводное положение. Ей пришлось 30 часов идти под водой без
регенерации воздуха, что, по тем временам, явилось рекордом продолжительности подводного плавания. Преодолев все трудности, 1 сентября лодка благополучно вернулась на базу.

Английское адмиралтейство было вынуждено признать потерю своего ко-
рабля, но объявило, что был потоплен не эсминец "Витториа", а небольшой
сторожевик. Успешная атака "Пантеры" стала первой победой советских подводников. Командование объявило экипажу благодарность, и каждый участник похода получил по новенькой кожаной куртке, какие носили комиссары считалось, самые отважные и достойные. Кроме того, 18 человек из экипажа лодки Реввоенсовет Балтийского флота наградил именными часами.


В марте 1921 года X-й съезд РКП(б) принял историческое решение о
возрождении и укреплении Красного военного флота. Учебную группу ко-
мандиров-подводников плавбазы "Тосно" преобразовали в подводный класс
при Военно-Морской академии.

Его первым начальником и преподавателем стал А. Н. Бахтин. 15 мая 1921 года экипаж "Пантеры" тепло проводил своего командира к новому месту службы. "А. Н. Бахтин был выдающимся моряком, убежденным и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю
флота, морскую технику, был хорошим организатором. Команда любила его
за честность и прямоту, правдивость и смелость. Он всегда был совершенно
спокоен и внушал к себе доверие подчиненных. Это был один из наиболее
преданных и образованных советских офицеров того времени". Так писал о
А. Н. Бахтине его бывший подчиненный, штурман подводной лодки "Пантера" академик и адмирал Аксель Иванович Берг.

Подводная лодка "Пантера" прошла поистине героический боевой путь.
Она была построена на судостроительном заводе "Ноблесснер" в Ревеле.
Утром 5 августа 1916 года на лодке был торжественно поднят военно-мор-
ской флаг, и "Пантера" вошла в состав Балтийского флота. Ей предстоял
долгий и славный боевой путь. Она стала единственной в мире лодкой,
участвовавшей в трех войнах: первой мировой, гражданской и Великой Оте-
чественной.

В 1916-1917 годах она совершила несколько боевых походов на
коммуникации противника. После Октябрьской революции "Пантера" участ-
вовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, а затем в боях
против белофинских кораблей на Ладожском озере. В ноябре 1918 года ко-
мандиром "Пантеры" был назначен Александр Николаевич Бахтин. Тогда
ему было только 24 года, но он уже несколько лет прослужил на подводных
лодках и имел боевые награды.

Зимой в тяжелейших ледовых условиях она дважды ходила в разведку
в районе Ревеля. В марте 1919 года "Пантера" в числе наиболее боеспособ-
ных кораблей была включена в состав Действующего отряда (ДОТ) БФ, кото-
рый защищал морские подступы к Петрограду. Летом 1919 года "Пантера"
совершила два боевых похода в район Копорской губы. Второй поход завер-
шился потоплением английского эсминца "Витториа", после чего имя "Пан-
теры" стало известно всему миру.

После гражданской войны лодка использовалась для подготовки
кадров подводников. Десятки офицеров и адмиралов, занимавших позднее
руководящие посты в ВМФ СССР, начинали свою службу на "Пантере". Она
по праву заслужила название кузницы кадров советского подводного флота.
В декабре 1922 года "Пантера" получила новое название - "Комиссар",
однако моряки продолжали называть ее прежним именем. 30-е годы отмече-
ны быстрым развитием советского кораблестроения.

В это время проходили модернизацию и корабли старой постройки. Главным недостатком подводных лодок типа "Барс" было отсутствие внутренних межотсечных переборок,
что значительно снижало их живучесть. Когда было решено в эксперимен-
тальном порядке модернизировать одну из лодок, выбор пал на "Пантеру".
На лодке смонтировали две прочных и одну легкую переборку, установили
более мощные дизеля и современную аккумуляторную батарею. В результате
этого значительно повысилась живучесть лодки, улучшилась ее мореход-
ность и возросла скорость хода.

В годы Великой Отечественной войны лодка совершила боевой разве-
дывательный поход, а 23 июля 1941 года во время налета немецкой авиации
на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик.
Затем ветеран использовался как зарядовая станция. Почти 39 нелегких лет
находилась "Пантера" в боевом составе Балтийского флота. В 1955 году она
была списана и разрезана на металл, хотя по праву могла стать мемориалом
памяти первых российских подводников и музеем достижений кораблестрое-
ния периода первой мировой войны.

-

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика