Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

А мы пойдём на север!

16.10.2012  -  00:00

Раньше в моём представлении сосны росли везде. И я их встречал практически во всех уголках Старого Света, где приходилось бывать, за исключением, пожалуй, откровенной пустыни. И даже в кубинских тропиках сосновые рощи изумили мой взор — вот уж там, среди пальм, я их никак не ожидал увидеть!

А мы пойдём на север!
А мы пойдём на север!

Этим летом я ехал на север. Ехал до упора, буквально до конца дороги. Дорога кончилась в Норвегии — 71 градус 10 минут 21 секунда северной широты — Нордкап. По дороге я  наблюдал, как исчезали сосны...
Сначала они стали меньше и корявей. Издалека формой напоминают взрослое дерево, но вблизи, оказывается, в разы короче привычных нам размеров. Этакий бонсай! Потом понимаешь, что вокруг одни берёзы, причём не высоченные белые стволы, а кустарниковые в полтора-два человеческих роста. Затем и берёза ложится на грунт, извиваясь змеёй по расщелинам. Всё! Приехали — край земли...
6 градусов жары, туман, ветер несёт морось. 300-метровый обрыв, камни, мох, Ледовитый океан. Вот оно какое, полярное лето! И что самое интересное, я не один отдыхаю здесь от августовского пекла. В ближайший городок причаливают океанские круизёры, потоком идут туристические автобусы,  кемперы, легковушки всех мастей, стаи мотоциклистов и даже, не поверите,  велосипедисты. Чинные европейцы в какой-то момент «слетают с катушек» и  садятся на велосипед, чтобы взять макушку Европы. Занятно... Приключения  — удел сытых.
Северный отдых неприхотлив и аскетичен. Упакованный «по самое никуда» мотоциклист с московскими номерами, едущий уже 17000 км откуда-то с юга Европы, жаловался, что здесь нет «нормальных» отелей, к сервису которых он привык.
Обычно всё, что нужно северным туристам: припарковать кемпер, поставить палатку или снять на ночь скромный домик или комнату с многоярусными кроватями да плитой в углу.
Побережье Норвежского моря несколько отличается от побережья Средиземного,  здесь нет шума, суеты, кафешек и магазинчиков на каждом углу, здесь простор и умиротворение. Зато в редких информационных центрах есть проспекты  и путеводители на русском языке — нас, оказывается, здесь ждут!
Невольно напрашивается сравнение с русским севером. К сожалению, сравнение очень тяжёлое и не в нашу пользу.
Несмотря на суровые погодные  условия и признанную дороговизну, норвежский, финский, шведский север  выглядит обитаемым и достаточно благополучным, в то время когда наш рисует  картину разрухи... и ещё большей дороговизны.
Вот приблизительный расклад по дорожным расходам в этом году: Эстония — Латвия — Литва — бензин, отели, рестораны, сувениры обошлись приблизительно в 1600 руб. в день; Скандинавия — бензин, кемпинги, паромы, разнообразные способы питания, достопримечательности, сувениры, прочие дорожные расходы стали приблизительно в 2300 руб. в день; Греция — перелёты, переезды (около 2000 км), отели, вино, рестораны, музеи, сувениры обошлись приблизительно в 3500 руб. в день; Карелия — переезды, «переплывы», отели, сувениры и достопримечательности стали около 4500 руб. в день.
Поездки по родным просторам вне конкуренции по дороговизне! Вот бы ещё то, что называется сервисом и инфраструктурой, подтянуть до уровня денежного аппетита...
А ведь у нас есть что посмотреть, жаль только, что мы зачастую стараемся  избавиться от этих памятников, предпочитая коттеджную застройку на их месте.  Начиная от Бородинского поля и заканчивая близлежащим Лебяжьем.
Соседи-скандинавы подходят по-другому, например, в маленьком заполярном городке Луосто, где по улицам бродят олени, окрестную заброшенную шахту превратили в музей — ничего особенного: вскрытая гора, мостки, навесы, скромная экспозиция, но в заключение экскурсии всем желающим вручается по кайлу и предлагается попробовать счастье, откопав свой аметист.
Всё, что можно спрятать в кулаке, разрешается взять с собой. И народ ищет!
Специально сворачивают с шоссе — городок находится  несколько в стороне — покупают входной билет и с удовольствием копаются в  отвалах. И покопаться в этой грязи стоит несколько дороже, чем посетить  Эрмитаж. Плюс это даёт жить небольшому кафе, расположенному рядом.
Или музей колоколов, собранный у придорожного ресторанчика, — тут даже денег не просят, подходи, смотри, звони... Я не знаю, каково работать в том ресторанчике, но я звонил! Звонил за себя и за вас всех!
Музей-«мельница» — в четырёхэтажном здании у водного перепада установлены разнообразнейшие механизмы, вращаемые падающей водой.
Мельница — лишь одна из функций. Этакая вершина инженерной мысли начала прошлого века. Мне, как инженеру, было интересно угадывать предназначение устройств, поскольку этикетки на импортном языке малоинформативны. Все экспонаты в превосходном состоянии — за это я должен... заглянуть в сувенирную лавку и, может, что-нибудь купить.
Да и сам Нордкап, по мнению многих, раскрученное ничего — достопримечательность на пустом месте, но тем не менее дорога туда ведёт вполне приличная, на месте отстроен шикарнейший информационный центр, включающий  в себя не только обширную торговлю сувенирами, рестораны, кафе, утеплённые  смотровые площадки, кинозал, но и даже храм. Там уж если и взяли деньги, то  понимаешь, за что.
Подытожу вот каким соображением: чтобы самостоятельная поездка получилась интересная и познавательная, требуется достаточно вдумчивая подготовка, и лучше, когда этим занимаются несколько опытных голов.
При автомобильном  путешествии длитель­ные перегоны лучше исключить, 300–350 км в день  позволяют не только продвинуться по маршруту, но и «потоптать» ногами  достопримечательности, вынести полноценные впечатления, а не мелькание придорожных столбов.
Если маршрут не  складывается или нет возможности его готовить, лучше довериться туроператору.  Через туроператора иногда может получиться и дешевле, и менее хлопотно.
Успехов!

Артём Буглов


Норвежский север выглядит обитаемым и благополучным


Трасса Е69. Здравствуй, северный олень!

Трасса Е69. Здравствуй, северный олень!

К сожалению, сравнение скандинавского с русским севером и по инфраструктуре, и по ценам не в нашу пользу, а жаль. Беломорск, Карелия

К сожалению, сравнение скандинавского с русским севером и по инфраструктуре, и по ценам не в нашу пользу, а жаль. Беломорск, Карелия


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика