Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Человек Некрасовской команды

Анатолий Габулов – о становлении местной сосновоборской власти в бурные 90-е годы

22.11.2016  -  18:42

Анатолий Габулов, человек Некрасовской команды, многое сделал для Соснового Бора.

Человек Некрасовской команды
Человек Некрасовской команды

Он был автором первого городского Устава. Его прямая заслуга в том, что в Сосновом Бору появился филиал Академии  госслужбы. Он стоял у истоков компьютерной сети администрации и службы оперативных дежурных. 15 лет он отвечал за проведение всех выборов и референдумов в Сосновом Бору. Офицер атомного подводного флота, он, после окончания военной службы, еще 19 лет проработал в системе городской власти.

« Когда советская власть закончилась, Некрасов категорически отказался сам распускать совет, как это делали в некоторых районах. Он сказал, что будем работать, пока не распустят законом на уровне страны »

Прошло не так уж много лет, а события тех времен - времен перемен - для нашей страны уже стираются из памяти. Тем важнее свидетельства тех, кто сам участвовал в процессе «творения новой истории» в переходные трудные годы. Сегодня Анатолий Александрович – гость «Маяка».

- Анатолий Александрович, как получилось, что Вы, офицер флота, пошли «во власть»?

- Командир нашей части адмирал Лебедько в январе 90-го года буквально чуть ли не в приказном порядке заставил меня баллотироваться в депутаты. И на выборах 1990 года я «пробаллотировался» так, что 19 лет потом проработал в администрации.

Кстати, тогда выбирали 120 депутатов. И потом три месяца шла первая сессия – никак не могли избрать председателя горисполкома. И вот, в мае 1990 года меня избрали в один день с Валерием Ивановичем Некрасовым. Его – председателем горисполкома (позже его должность стала называться мэр города), а меня – заместителем председателя совета народных депутатов (а председателем был Валерий Александрович Кирпичников, позднее он стал министром регионального развития РФ).

- Ведь это были советы ещё при Советской власти, в ее последние годы. И очень скоро пришло время ГКЧП…

- Когда в 1991 году выступило ГКЧП,  Кирпичников сразу же, несмотря на то, что он никогда не скрывал своего отрицательного отношения к Ельцину, сказал, что это переворот и поддержал действующую законную власть. Он тут же договорился с начальниками всех дислоцированных в Сосновом Бору воинских частей, чтобы они не предпринимали никаких действий, чтобы в городе все было спокойно.  Вместе с Некрасовым собрал директоров городских крупных предприятий и созвал Малый Совет. Тогда из малого совета нашелся только один человек и один из руководителей предприятий, которые  высказались в поддержку ГКЧП.

Мы приняли резолюцию об отношении городского совета к этому событию. А областное начальство на эти дни исчезло полностью. Председателя областного совета  Ярова нет, главы администрации области Белякова нет, ни до кого не дозвониться… И я текст нашего решения, резолюции, отправил прямо в Москву, в Верховный совет, на имя Хасбулатова (в то время – председатель Верховного совета РФ). И когда, так сказать, в итоге победила демократия,  Хасбулатов в своем выступлении отметил: «А вот на Северо-Западе только единственный городской совет  Соснового Бора не поддержал ГКЧП и прислал телеграмму нам в поддержку законной власти».

- Это ведь был последний сосновоборский совет «советского созыва»?

- Да, и когда советская власть закончилась, Некрасов категорически отказался сам распускать совет, как это делали в некоторых районах. Он сказал, что будем работать, пока не распустят законом на уровне страны. Затем Кирпичников в 1992 году ушел работать в Верховный совет, а в 1993 году советы указом Ельцина были распущены.  Три года в Сосновом Бору не могли избрать новых депутатов из-за низкой явки избирателей. И с 1993 по 1996 год Некрасов соединял в себе функции и  представительной, и исполнительной власти. А я был сначала управляющим делами, а потом – его заместителем.

Тем временем вышел закон о местном самоуправлении, где говорилось, что в тех районах, где не  будет избран свой совет и принят свой Устав, решать вопросы органов местного самоуправления будет область. Нам нужно было спешить, чтобы городу не навязали решение сверху.

- И как создавался первый Устав Соснового Бора?

- Я предложил  создать редакционную комиссию по разработке  Устава. Валерий Некрасов  был председателем комиссии, я замом. Туда вошли еще несколько человек, из журналистов пригласили Анатолия Стаселько и Нину Кармалитову.

Я съездил вместе с мэром Шлиссельбурга в Обнинск, который был лидером по муниципальному управлению, подписался на их журнал «Городское самоуправление» и стал писать Устав. Решили все делать по закону. Я написал текст, обсудили на редакционной комиссии, опубликовали в газете, 3 месяца собирали предложения и замечания (я тогда расставил ящики по всем присутственным местам для их сбора). Предложений было немного, мы их все рассмотрели на комиссии и дельные включили в текст. После этого окончательный проект опубликовали в «Маяке».

Валерий Некрасов, его заместители Юрий Страхов, Раиса Карташова и я обсуждали, какую выбрать  структуру управления. И из предлагаемых законом  вариантов выбрали такой, при котором глава города возглавляет и исполнительный, и представительный орган. По закону допускалось иметь 10 депутатов, и я предложил единый городской многомандатный округ, меня поддержали, и это так и записали в Устав.

В это время как раз прошел первый тур выборов президента страны, и во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. И мы решили совместить референдум по принятию городского Устава со вторым туром выборов, который должен был состояться  3 июля.

Надо сказать, область это не приветствовала. Нам даже пришла телеграмма – отменить референдум, не совмещать его со вторым туром президентских выборов. Но если мы отменили бы референдум, то могли вообще сорвать второй тур выборов, тогда же была графа «против всех»… Мы направили об этом телеграмму в область и через 2 дня получили ответ, разрешаем «под вашу личную ответственность». В результате все прошло на «ура» – и Устав приняли, и выборы нормально прошли, и самая большая явка была в области.

Устав наш был принят первым в области и потом к нам ездили из всех муниципалитетов – за опытом.

- Судя по внешнему виду, первый Устав был очень небольшим документом.

- У нас Устав действительно получился небольшой. Я туда вложил только то, что обязательно нужно было внести в Устав муниципального образования. Это потом из него сделали гроссбух, пытаясь предусмотреть буквально все. Моя позиция была иная (и она остается такой до сих пор): человек так устроен, что ты распишешь ему 100 шагов, а он сделает 101 шаг. Ведь депутатов для того и избирают, чтобы они в рамках своих полномочиях принимали решения на местах.  Стремление все расписать в уставе, это уход от ответственности за принятие решений. Поэтому в уставе муниципального образования  должно быть только то, что обязано быть: структура власти, механизм выборов, структура собственности, а по остальному должны принимать решения депутаты в рамках своих полномочий. А наш Устав был признан самым удачным в области.

Приняв летом 1996 года на референдуме основной закон, мы уже в конце этого же года провели в соответствии с Уставом первые выборы. Они прошли удачно, с первого захода мы избрали в состав городского собрания (так тогда назвали исполнительный орган, ныне – совет депутатов) 10 депутатов по единому одномандатному округу, причем среди них большинство были руководители городских предприятий и организаций. Правда, потом вышел новый закон о местном самоуправлении, где было сказано, что депутатов должно быть не менее 20. Потом стали избирать отдельно мэра города, отдельно – председателя городского собрания… Сейчас, после всех поправок городской Устав – это совсем другой документ.

- На вашем счету организация филиала Академии Госслужбы и другие начинания. Расскажите о них.

- Некрасов попросил проректора Данилова, чтобы он у нас в Сосновом Бору открыли филиал Академии госслужбы. А тот выставил условие – если наберем порядка 60 абитуриентов, то откроем. И это дело поручили мне. И я буквально прием на первый курс проводил у себя в кабинете, приходили родители с детьми, сами ребята. Получилось так, что мне удалось набрать первый курс. О, это была такая эпопея. Сначала проводили первые лекции у нас в мэрии, потом – по школам, потом в ПТУ, потом выделили помещения в корпусе учебного центра СУС. И потом только учебное заведение разместили в освободившемся детском садике. Еще был ведь острый вопрос с директором. У нас в городе тогда действовал только один институт – СЗПИ (Северо-западный заочный политехнический институт), возглавляла его Татьяна Курдяева. И решили позвать ее. Она сначала опешила. Но договорились так, что она и СЗПИ не бросает, и параллельно ведет филиал академии. Нужно отдать должное, если бы не Татьяна Александровна, вряд ли бы этот филиал состоялся.

Я также начал организовывать дежурную службу в мэрии. Поначалу ведь мы вообще дежурили - или замы или начальники отделов ночью в мэрии. И я предложил создать дежурную службу – будет у нас оперативный дежурный, потому что людям постоянно нужно к кому-то обратиться, а куда? Первоначально служба оперативных дежурных замыкалась на меня. Потом, когда Андрей Калюжный пришел, он поднял эту службу на более высокий уровень.

« Как начальники отделов поначалу боялись одного вида компьютера!
Мы организовывали учебу, приезжали из МАИСТ преподаватели, целый год учили работать на компьютерах »

- Именно благодаря Вам еще в старом здании исполкома появились первые компьютеры, и сотрудники начали первые шаги по пути информатизации.

-Когда уже переехали в новое здание на Ленинградской улице, Некрасов назначил меня ответственным по внедрению автоматизации и информатизации в структуру управления, и я связался с организацией МАИСТ – такая тогда была организация по внедрению системы управления. Была задумка сделать общегородскую сеть, но как-то общегородской тогда не получилось, но потихоньку стали внедрять компьютеры в отделы… Как начальники отделов поначалу боялись одного вида компьютера! Мы организовывали учебу, приезжали из МАИСТ преподаватели, целый год учили работать на компьютерах. Правда, когда научились, потом уже начальники отделов за мной бегали, просили, чтобы им поставили компьютеры. Сложным было то, что в то время не было таких универсальных, как сейчас разработанных программ, многое программное обеспечение заказывали, некоторые программы для бухгалтерии писали программисты здесь сами...

Мы создали базу данных, за ними обращались и суд, и прокуратура, и ЖКХ. Закупили сервер, я отбил тогда с трудом сначала два, а потом еще один кабинет под информационный центр.

В области тогда никто этим еще не занимался,  у нас в Сосновом Бору, у первых, был создан этот отдел. Здесь  прошло  два всероссийских совещания по информатизации, приезжал председатель всероссийского комитета по информатизации, мы были передовиками на всем Северо-Западе.

- Анатолий Александрович, Вы 15 лет занимались выборами в Сосновом Бору. Были ли  нарушения?

- За все время, что я работал с выборами, до 2005 года, у нас не было ни одного нарушения или попытки воздействовать на участковую комиссию с целью принять решения по отдельному депутату.

Поначалу первые годы сам назначал председателя городской избирательной комиссии, сам приходил на участки, помогал считать. У меня было сначала 18, потом 19, потом 20 комиссий. Причем, несмотря на то, что мои политические воззрения отличались от коммунистических, у меня все время было 9-10 комиссий, состоящих чисто из коммунистов. Ответственно говорю: ни разу никаких нарушений в пользу своих кандидатов ни на этих участках, ни на других не было. У нас была очень дружная работа, и мы всегда пользовались взаимным уважением.

В 90-е годы наш город был очень неординарным в  смысле выборов, люди верили, что от них что-то зависит.

Автора первого сосновоборского Устава поздравили с юбилеем

Анатолий Габулов — офицер атомного подводного флота России, ветеран подразделений особого риска, в 90‑м году был избран депутатом горсовета, стал заместителем председателя городского Совета народных депутатов, потом перешел на работу в администрацию.
На планерке в администрации Анатолию Габулову в связи с 70‑летием вручили Почетную грамоту совета депутатов за большой вклад и многолетнюю работу на благо города.
В свою очередь Анатолий Александрович напомнил, что минуло 20 лет с тех пор, как в 1996 году был принят первый Устав Соснового Бора, и подарил администрации сохранившийся у него один из первых экземпляров уникального документа.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика