Беды школьного обеда

Школьника можно накормить вкусно, быстро и даже бесплатно, было бы желание

23.04.2007  -  00:00

Человек есть то, что он ест,— так говорили древние философы. Достаточно взглянуть на то, что едят наши дети, и мы перестанем удивляться тому, какими хилыми и бледными они растут, не выказывают особого интереса к учебе, а живому общению и играм на воздухе предпочитают интернет и компьютерные «стрелялки». Положим, дома еще можно проконтролировать, чтобы в тарелке у ребенка хватало полезных белков и витаминов. А как питаются дети в школах?

В силах школы сделать питание и вкусным, и полезным. (Фото Юрия Шестернина, архив «Маяка»)
В силах школы сделать питание и вкусным, и полезным. (Фото Юрия Шестернина, архив «Маяка»)
Чтобы узнать это, в обеденный перерыв мы отправились в ближайшую школу. После звонка, возвестившего окончание пятого урока, к буфетной стойке столовой выстроилось с десяток старшеклассников, которые возвращались к столикам со стандартным набором из стакана сока и булочки. Единственный неаппетитного вида салат спросом не пользовался. А в столовом отделе над невостребованными компотами скучали повара. Дело в том, что уже две недели нормально пообедать в школе можно только по так называемому «абонементу», то есть предварительному заказу. Предполагается, что эта мера должна повысить активность классных руководителей в обеспечении детей горячим питанием, а ученики не будут тратить время на стояние в очереди. А на деле большинство детей обедать и вовсе не стало. «Ходят голодные»,— сокрушается повариха. А ребята за столиками объясняют, что на предварительно накрытых столах еда остывает и становится невкусной, к тому же в этом случае нельзя выбрать то, что нравится.

Правда, школьные обеды, в принципе, не пользуются у детей большой популярностью. Если практически все учащиеся начальной школы получают горячий завтрак, это, скорее, результат коллективных усилий родителей и учителей. Став взрослее и самостоятельнее, большинство ребят отказывается есть школьное «горячее». Например, девятиклассник Дима объясняет, что он с удовольствием ест «фирменные» мамины супы, а школьные даже пробовать не хочет. Очень любит макароны, но почему-то в столовой они совсем не такие, как дома. Конечно, не все дети такие капризные, но почему-то примерно к седьмому классу многие «переключаются» на чай и булочки из буфета, объясняя свою позицию тем, что им нравится далеко не все, что готовят в столовой.

Вкусная еда — сложно, но можно

Могут ли в школьных столовых готовить то, что нравится детям? «Конечно, могут,— соглашается директор школы № 4 Марина Михайлова.— Только набрать персонал с достаточной для специфического детского питания квалификацией и опытом работы в наше время непросто». Большинство хороших специалистов предпочтут более прибыльную работу в коммерческих кафе или ресторанах, «обходя стороной» школы с их невысокими заработными платами.

Преградой на пути к вкусному питанию, по словам Марины Васильевны, является и высокая стоимость продуктов для приготовления школьных обедов, которые, по определению, должны быть недорогими. Особенно это касается бесплатного питания для детей из льготных категорий населения. На завтрак и обед им выделяется всего 34 рубля — в общем, мизерная сумма.

Марина Васильевна считает, что если детей сложно заставить съесть полноценный обед, важно, чтобы они хотя бы выпили горячий чай, съели булочку и салат, и не сидели на уроке голодными. Поэтому в четвертой школе работает замечательный буфет, в котором всегда есть любимые детьми овощные салатики и свежая выпечка. Все это, кстати, по весьма умеренной цене. Тут позиция директора непреклонна — школа должна не деньги на детях зарабатывать, а предоставить им возможность качественно поесть на перемене.

Это мнение человека, ответственного за организацию детского питания в школе. А какие требования предъявляют к школьным обедам сами ученики? Об этом мы спросили встретившихся в столовой школьников. Оказалось, что у них всего два критерия — еда должна быть вкусной и чтобы за ней не стоять в очереди, иначе на то, чтобы «заморить червячка», не хватает даже большой перемены.

Не нужно изобретать велосипед

Почему-то во многих странах, где задумываются о здоровье подрастающего поколения, обе этих «неразрешимых» проблемы давно изжиты. Удобная система самообслуживания позволяет поставить на свой поднос именно то, что по вкусу ребенку (ассортимент блюд включает в себя только «здоровую» пищу). Причем ученик получает тарелку, в которой дымится горячее блюдо, а не привычно остывшее, как это бывает, когда столы накрываются предварительно. И если мы хотим пойти по этому пути, то совсем не потребуется изобретать велосипед — в столовых многих предприятий давным-давно действует именно такая система, причем посетители расплачиваются не деньгами, а талончиками. Кто мешает сделать так же и в школьных? Мы же, наоборот, словно специально, устраиваем очереди из учеников, которые толпятся у прилавка с протянутыми в потных ладошках деньгами за не самыми полезными дрожжевыми булочками, потому что ребятам совсем не хочется получать обязательный комплексный обед из трех блюд.

Достаточно легко решается и проблема «вкуса» школьной еды. Там, где об этом задумываются, меню школьных столовых разрабатывается диетологами. Причем делается это с учетом современных знаний о пользе пищевых продуктов. И недостаточное материальное стимулирование поваров решается централизацией приготовления, после чего горячую еду не так уж сложно развезти по школам в термических емкостях. Простая логика подсказывает, что для этого потребуется меньше поваров, чем сейчас, а значит, они будут получать большую заработную плату, и контроль за приготовлением осуществлять будет намного легче, чем сейчас.

Кто поможет школе?

Только по силам ли обычной школе, которой фактически на откуп отдано школьное питание, изменить систему организации питания, когда ей еще надо заниматься и своим основным делом — уму-разуму детей учить? Комитет образования, по словам его начальника Марины Мехоношиной, может на сегодняшний день только организовать муниципальный заказ на поставку продуктов и проконтролировать правильность расходования средств. Все зависит от директора школы, который, по словам Марины Геннадьевны, ныне должен быть не только хорошим педагогом, но и менеджером, решающим самые разнообразные хозяйственные вопросы.

К сожалению, таких знаний не дают в педагогических вузах, и многие несостоявшиеся «менеджеры» считают питание не самой важной частью школьной жизни, «пестуя» и «взращивая» к одиннадцатому классу не только знания, но и гастриты. По большому счету, организация школьного питания должна быть проблемой не отдельно взятой школы, а составной частью государственной политики оздоровления нации. Но пока школьная еда не вошла в число приоритетных национальных проектов, об этом стоит задуматься муниципалитету, которому не должно быть все равно, чем, как и когда питаются городские дети.

***

«Ребенок в школе должен получать горячую пищу, а буфетную продукцию мы будем убирать, в том числе используя и административное законодательство»,— так считает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который недавно предложил закрыть все школьные буфеты и привлечь коммерсантов для обеспечения школ горячим питанием.

***

А как у них?

В сентябре 2005 года, с помощью британского министерства образования в Англии был основан Трест школьного питания — независимая общественная организация, чьей задачей стала разработка реформы школьного питания и рекомендаций по ее реализации. Правительство выделило на деятельность треста 15 миллионов фунтов. Через год программа реформы была готова. Ее реализация обойдется в 220 миллионов фунтов. Реформа включает, в частности, выделение средств на качественное изменение школьных завтраков и обедов и приобретение нового оборудования для школьных кухонь. Новые стандарты школьного питания разработаны с участием рекомендаций диетологов, врачей и кулинаров.

В школьных столовых Финляндии принята система самообслуживания, здесь детям предлагают, преимущественно, молочные продукты и бездрожжевой хлеб. Школьное питание (бесплатное) разрабатывают врачи-диетологи. Из установленных резервуаров, каждый финский школьник может налить себе молоко двух видов: витаминизированное нормальной жирности или обезжиренное. В результате, дети совсем не пьют вредных сладких газированных напитков.

Даже в таких благополучных странах, как Норвегия или Швеция государство финансирует питание всех детей независимо от достатка родителей, считая выгодным вкладывать деньги в здоровье своих будущих граждан.

Благодаря стараниям своего мэра московские школьники, от первоклассника до выпускника, тоже питаются в школе бесплатно.

Комментарии

Загрузка комментариев...