Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Черная быль нашей истории. 26 апреля — годовщина Чернобыльской катастрофы

26.04.2018  -  10:00

В 32‑ю годовщину чернобыльских событий «Маяк» предлагает читателям взглянуть на происходящее глазами очевидцев. Это возможно благодаря тем участникам событий, которые оставили воспоминания, написали статьи и книги. Для подготовки данной публикации использован сборник «Чернобыль. События и люди. Воспоминания участников».



Все события в период работы на ликвидации в этот „чернобыльский“ период воспринимались иначе, каждый проведенный там день, стоил месяца «дочернобыльского» периода. И каждый ликвидатор чувствовал это и понимал, что его окружает чрезвычайная обстановка и экстремальные условия, что работа предстоит сложная и опасная, и что обычные, отработанные методы производства работ здесь не приемлемы.
Энтузиазм участников, их стремление как можно быстрей закрыть очаг распространения радиационного заражения, самоотверженный труд людей, которые не считались со временем продолжительности вахты, беспрекословное решение всех возникающих вопросов и проблем, уникальная организация производства, невиданные темпы, идеальное материально-техническое снабжение — все это отличает период времени от обычного, «дочернобыльского» периода».
В. Т. Шеянов, главный инженер УС‑605 с 21 мая по 7 августа 1986 года

 * * *
«Одним из первых приступил к организации работ на 4 блоке в мае 1986 г. Канюк Роман Нестерович, назначенный заместителем начальника УС‑605 по производству. На его долю достался очень трудный период по созданию фронтов работ, разработке схем технологии производства, организации управления подразделениями и координация их работ на месте, взаимодействие с другими предприятиями — участниками ЛПА. И это все в условиях отсутствия проектной документации. Помогли опыт, высокие организаторские способности, знание станции по предыдущей работе.
В числе первых с высокой степенью отдачи на важнейших участках трудились Заслуженные строители РФ Шеянов В. Т., Федоров В. М., Киселев Н. Н., Мигунов В. В.
В дальнейшем с не меньшим мужеством и ответственностью в более сложных радиационных и технических условиях трудились другие посланники СУС, ЛАЭС, НИТИ. Всем им Честь и Слава!».
П. Н. Сафронов, президент Ассоциации «Союз Чернобыль — Сосновый Бор» с 1997 по 2005 годы, участник ликвидации последствий катастроф на ЧАЭС, в Армении и на ПО «Маяк».

  * * *
«На момент начала работы у нас не было ни одного листа проектной или исполнительной документации по 4‑му взорванному блоку Чернобыльской атомной станции, так как ОКС ЧАЭС, где хранилась вся документация, находился недалеко от катастрофического взрыва реактора и был полностью покрыт радиоактивными веществами. Воспользоваться этой документацией было нельзя. Но надо было что-то делать, с чего-то начинать…
Нашел штаб расположения вертолетчиков и зашел в кабинет командира. Командовал вертолетчиками генерал авиации. Первое, что я увидел у него, висящий на стене „План аэрофотосъемки“, выполненный в результате многократных пролетов над разрушенным 4‑м блоком ЧАЭС. Это был тот документ, который нам был крайне нужен, очень устраивал масштаб съёмок. Я представился генералу и стал его горячо убеждать в том, чтобы он дал нам для работы в УС‑605 «План аэрофотосъемки». «Кто у вас хозяин? — спросил генерал. — Славский Ефим Павлович — министр», тут же нашелся я. «Вот этого знаю», сказал генерал, Я взял драгоценный «План», принес и повесил в кабинете ПТО. Это был первый документ, который дал нам возможность начать конкретную работу над проектами производства работ».
Ю. В. Кокорко, бывший начальник ПТО УС 605

 * * *
«Подразделение, которым руководил Федоров, было укомплектовано работниками СУС. Жили спаянным коллективом, делились новостями из дома, царил дух дружеских отношений. Кстати, эта дружба и сейчас сохранилась. Люди на ЧАЭС работали бескорыстно. Никто не ставил в то время вопросов о каких-то привилегиях. Никто не заикался о заработке. Все понимали, что условия экстремальные».
М. И. Апакин, заместитель главного инженера СУС

 * * *
«Вот и поставили перед проектировщиками, строителями и монтажниками это абсолютно невыполнимое задание. Перед ними вставали проблемы одна сложней другой… Сидели они в своём автовокзале на въезде в Чернобыль днём и ночью и шаг за шагом, с бульдожьей хваткой перемалывали все эти нерешаемые задачи. И не прятались за спасительные бумажки. И создали себе и для нас всех один общий памятник, имя которому чернобыльский саркофаг, памятник профессионализму… Я глубоко убежден, что ни в одной стране мира такого саркофага никто и никогда не смог бы создать.
Я горжусь тем, что со многими из этих людей был знаком, низкий поклон всем им, живущим на этой земле и вечная память тем, кто уже покинул нас».
Ю. Б. Курдяев, научный консультант Правительственной комиссии с 1 сентября по 1 октября, с 27 ноября по 30 декабря 1986 года

* * *
«Товарищеские отношения, взаимопомощь „чернобыльское братство“, возникшие между гражданскими и военными специалистами, позволяли решать самые сложные задачи, которые ставила Правительственная комиссия перед исполнителями в кратчайшие сроки и с минимальными дозовыми нагрузками. А таких сложных объектов было немало!
Режим работы в 1986 году был очень тяжелым. Продолжительность рабочего дня 12 часов в течение всей вахты без выходных дней. Дорога туда и обратно составляла более 2 часов. Но мы, только приступившие к выполнению опасных работ, помнили, что радиация в таких дозах не прощает неуважительного отношения к ней».
И. К. Степанов, научный консультант Правительственной комиссии с 12.06.1986 года

* * *
«Большие проблемы возникли в связи с необходимостью медицинской реабилитации работавшего ранее и действующего оперативного персонала атомной станции, психологической разгрузки последнего перед выполнением поставленных ему задач. Смена у них длилась 12 часов без учета на дорогу туда и обратно. Как сказались на их психике и здоровье, работоспособности организация питания продуктами, предназначенных для космонавтов, кабинетов реабилитации в Зеленом Мысу, пребывание в санатории-профилактории в г. Киеве, это только им судить.
А ситуация была настолько напряжена, что стала даже предметом обсуждения в ноябре1986 г. на заседании Правительственной комиссии Совмина СССР. Меры были приняты, и жалобы бывших и действующих в этот период ликвидаторов прекратились.
Удалось справиться и с медико-санитарными проблемами в местах расселения в г. Чернобыле ликвидаторов аварии.
Не могу не отдать должное хозяйственным руководителям и военным начальникам всех рангов. Только их взаимоотношения и взаимодействие помогли избежать еще худшие последствия этой атомной катастрофы».

Н. Ф. Олейников, заслуженный врач РСФСР. Руководитель ОГ Минздрава СССР Правительственной комиссии с 12 ноября 1986 года
* * *
«В 2001 г. в составе городской Ассоциации насчитывались более 1200 человек участников ликвидации последствий ядерных аварий, состоящих в 22 союзах.
Это, в основном, самые квалифицированные, самые инициативные и общественно-полезные жители города, прошедшие отбор при направлении для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и получившие при ликвидации бесценные опыт и знания. Мужество, профессионализм, организованность и чувство ответственности в работе достаточно высоко оценено правительством. Более 150 участников ЛПА на ЧАЭС награждены орденами и медалями СССР и РФ.
Огромные физические и нервные нагрузки, радиационное воздействие сказались и продолжают сказываться на здоровье участников ЛПА. Уровень заболеваний чернобыльцев в 2,8 раза превышает средний уровень заболеваемости по городу и в 1,9 раза выше средней заболеваемости по Министерству атомной энергии; смертность среди участников ЛПА превышает среднюю по городу в 2,5 раза».

П. Н. Сафронов
Подготовил Геннадий Лемберг


Правление Сосновоборского отделения Союз «Чернобыль» России приглашает 26 апреля к 17.30 всех ликвидаторов ядерных катастроф и аварии, вдов и детей ликвидаторов, руководителей и представителей трудовых коллективов, жителей города в Мемориальный комплекс «Ликвидаторам ядерных катастроф и аварий (ул. Ленинградская, 60) для участия в акции «Не гаснет памяти свеча», приуроченной к 32-й годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС и «Дню памяти погибших в радиационных катастрофах и авариях России».


Уважаемые жители Ленинградской области!
26 апреля – одна из самых скорбных дат в нашем календаре. Авария на Чернобыльской АЭС навсегда разделила историю освоения мирного атома на «до» и «после» этой страшной техногенной катастрофы.
Правительство Ленинградской области стремится всемерно поддерживать участников ликвидации  последствий радиационных аварий, оказывает содействие семьям погибших. Эту работу мы, безусловно, будем продолжать.
Призываю жителей региона 26 апреля склонить головы в память обо всех жертвах радиационных аварий и катастроф.
Мы обязаны сделать всё, чтобы подобные техногенные катастрофы больше не повторялись.
Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области 
                            
Уважаемые сосновоборцы! 
32 года назад  произошла одна из самых крупных техногенных катастроф ХХ века — авария на Чернобыльской атомной электростанции. 
В числе первых в Чернобыль прибыли специалисты из Соснового Бора. Наши земляки, работая в сложнейших условиях,  находили уникальные технические решения, отдавали  работе в Чернобыле все свои профессиональные знания и умения, свое здоровье и жизни. Они  заслонили собой  миллионы людей  от опасности, но заплатили за это самую высокую цену  — многие получили тяжелые заболевания, а других уже нет с нами. 
Светлая память чернобыльцам, не дожившим до наших дней, вечная благодарность и поклон живущим!
В наших сердцах всегда будет жить память о Чернобыле и его героях!
Алексей Иванов, глава Сосновоборского городского округа 
Виктор Подрезов, первый заместитель главы администрации



  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика