Два главы или один? Как предлагается изменить систему управления в Сосновом Бору

15.05.2019  -  11:06

13 мая состоялись публичные слушания по проекту решения совета депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области». Предметом слушаний, предшествующих вынесению проекта на рассмотрение совета депутатов, стал важный вопрос - об изменении системы управления городом.

Два главы или один? Как предлагается изменить систему управления в Сосновом Бору

Два главы или один? Как предлагается изменить систему управления в Сосновом Бору

15.05.2019  -  11:06

Какая система сейчас

В Сосновом Бору, как и во всех районах области, двуглавая система местного управления. Один человек из числа избранных депутатов возглавляет совет депутатов и является одновременно главой округа - высшим должностным лицом в городе. Он представляет город на всех уровнях. Сейчас эту должность занимает Алексей Иванов.

Другой человек - глава администрации, так называемый сити-менеджер, отвечает за все городское хозяйство. Он в депутаты не избирался, а прошел процедуру назначения по контракту через конкурсную комиссию, куда входят по 50 % представителей от губернатора области и от города Сосновый Бор. На этой должности работает сейчас Михаил Воронков.

Такая система управления в Ленинградской области закреплена областным законом 2015 года «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области». 

Есть ли другие варианты?

Общие принципы организации местного самоуправления изложены в Федеральном законе № 131-ФЗ 2003 года. Он допускает несколько вариантов избрания главы муниципального образования. Первый - глава может избираться напрямую населением на муниципальных выборах. Второй вариант (действующий сейчас в Сосновом Бору) - избираться советом депутатов. Третий вариант - избираться из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Закон гласит, что  если главу округа избирают депутаты, он исполняет полномочия либо председателя совета депутатов, либо возглавляет администрацию, то есть возглавлять представительный орган и в то же время быть главой администрации  - нельзя.

В марте 2019 года областные депутаты внесли изменения в закон 2015 года об особенностях  формировании органов местного самоуправления в области. Инициатором законопроекта был вице-спикер Дмитрий Пуляевский. Закон  предоставляет право выбора: можно оставаться на прежней системе избрания глав на период 2019-2024 годов, а можно перейти на новую. Она позволяет уйти от «двуглавости» и объединить должности главы администрации и главы городского округа в одну должность, избрав «единого» главу из числа депутатов (после избрания он слагает депутатские полномочия). А руководить советом депутатов будет другой человек - председатель совета, также избранный депутатами.

Что показали опросы

Чтобы перейти на новую систему управления, надо внести изменения в Устав города, чему и были посвящены общественные слушания. На них озвучили результаты проведенных опросов населения в социальных сетях в нескольких группах ВКонтакте. За объединение должностей глав высказались от 70 % до 72,9 % участников опроса, то есть в 6 раз больше, чем за сохранение двух должностей. Принимали участие в голосовании порядка 800 человек. Другой опрос (о целесообразности перехода на новую систему) показал, что людям сложно определить свою позицию: таких оказалось 44 %. Но из тех, кто определился, более 19% высказались за сохранение действующей системы, а более 80 % - за переход на новую, при которой должности главы округа и главы администрации совмещены.

Понятно, что данные опросов носят рекомендательный характер, но они показывают определенный вектор настроений горожан.

В чем разница

На слушаниях автор проекта ведущий консультант аппарата совета депутатов депутат Геннадий Алмазов рассказал собравшимся об отличиях предлагаемой системы управления от действующей.

Во-первых, по новой системе функции между советом депутатов и администрацией четко разделены: совет депутатов принимает «местные законы», а администрация занимается городским хозяйством. Председатель совета депутатов отвечает за организацию деятельности депутатского корпуса, а глава округа-глава администрации единолично отвечает перед горожанами и советом депутатов за работу администрации, то естьфактически отвечает за весь город. Устраняется возможность дублирования главой округа функций главы администрации.

Во-вторых, устраняется возможность явного, прямого влияния областной власти на избрание главы администрации, так как конкурсной комиссии с участием представителей области уже не будет, а вся ответственность за избрание главой того или иного человека ляжет на депутатов.

Вводится право «вето»

При новой системе управления председатель совета депутатов подписывает все решения совета, а решения нормативного характера (то есть устанавливающие обязательные для всех правила и длительного срока действия) подписывает также и «единый» глава - округа и администрации. Он наделяется также правом «вето» на эти решения. При этом глава должен представить мотивированные обоснования применения «вето», либо предложить свой проект решения. «Вето» может быть преодолено повторным голосованием за проект двумя третями голосов депутатов.

Прямые выборы не предусмотрены

Проект изменений в Устав был за месяц до слушаний опубликован в «Маяке». Перед слушаниями поступило 7 поправок от граждан. Авторы поправок участвовали в обсуждении, они будут приглашены и на предстоящее заседание совета. На слушаниях большинство заданных вопросов касались введения права «вето» и способов избрания главы города.

Высказывалось мнение, что многие горожане хотели бы напрямую избирать главу Соснового Бора, а не через совет депутатов - с тем, чтобы первое лицо города получило мандат доверия от всех избирателей. Как видно по обсуждениям и опросам в соцсетях, эта идея популярна.

Она, как и другие системы управления, тоже имеет свои плюсы и минусы. Но для того, чтобы проводить прямые выборы главы населением, необходимо опять же вносить изменения в вышеупомянутый областной закон, то есть выходить вначале с законодательной инициативой на Заксобрание, а затем вносить изменения в Устав округа.

У граждан также есть право инициировать проведение местного референдума, что и предлагали некоторые участники слушаний. Но вопрос референдума не может противоречить федеральным и областным законам. Все эти процедуры, если их кто-либо затеет, занимают не менее полугода, то есть к предстоящим осенью выборам все равно не успеть. Так что выборы в совет пройдут либо при сохранении действующей «двуглавой» системы управления городом, либо - с переходом на «одноглавую», но тоже с выборами  «единого» главы депутатским корпусом. Решать депутатам. Уже на ближайшем в мае заседании.

Комментарии

Загрузка комментариев...