Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Героический прорыв или Таллинская трагедия

75 лет назад, в конце августа 1941 года, мимо наших берегов прошли в сторону Кронштадта суда — участники Таллинского перехода

17.08.2016  -  16:07

Героический прорыв или Таллинская трагедия
Героический прорыв или Таллинская трагедия
Эту эвакуацию основных сил Балтийского флота из блокированного врагами с суши Таллина в Кронштадт называют как героическим прорывом, так и Таллинской трагедией. С одной стороны, основной части кораблей удалось вырваться и принять участие в последующих военных действиях. С другой стороны, по последним исследованиям, за несколько дней перехода погиб практически каждый третий участник: из 42 тысяч человек осталось 27 тысяч. За одну только ночь с 28 на 29 августа флот потерял потопленными 26 кораблей и судов. А всего из 225 вышедших из Таллина кораблей до Кронштадта дошли только 163.

Им предстоял прорыв на восток через минные заграждения, мимо берегов, занятых врагом, под огнём береговой артиллерии и непрерывными атаками с воздуха. В этой операции участвовали три отряда из боевых кораблей, четыре конвоя из транспортных и вспомогательных судов, а также свыше 60 кораблей и судов, которые по разным причинам не были включены ни в состав отрядов, ни в состав конвоев и принимали участие в прорыве самостоятельно.
Подробности и факты Таллинского перехода долгое время умалчивались, приводимые официальные цифры и списки потерь — менялись. Сегодня «Маяк» напоминает о тех далеких днях, основываясь на фундаментальном исследовании контр-адмирала в отставке Р. А. Зубкова, который проделал колоссальную по объёму исследованных архивных недр и анализу многочисленных публикаций и других источников работу, выполнив её тщательно и кропотливо, как это свойственно профессиональному штурману. Результатом этой работы стала книга: «Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август–сентябрь 1941 года)», в которой все цифры и факты соединены и проанализированы, а также приведено множество документов (приложение к книге — 1500 копий архивных документов: отчёты, приказы, справки, докладные записки и даже доносы). Приводим лишь одно из многочисленных воспоминаний свидетелей и героев тех трагических событий.

«Спасайся куда каждый»

Пароход «Калпакс», вспоминает капитан Эрнст Вейнсбергс

24 августа 1941 года судно начало принимать на борт раненых в Таллинском порту, за сутки было принято около 750 человек, плюс сто гражданских. После этого, сломав трапы, пароход отшвартовался, потому что в гавани гражданские все прибывали и ушел на внешний рейд. Днем 28 августа «Калпакс» начал движение к Ленинграду, имея на борту больше 1000 человек раненых, обслуживающих и гражданских… Напротив острова Мохни он дополнительно принял на борт утопающих с поврежденного парохода «Вирония».
29 августа пароход следовал дальше, до острова Гогланд, под почти беспрерывной бомбежкой с вражеских самолетов: «В 16.30 на SO (прим. ред.: юго-восток) появилась группа из 11 вражеских самолетов. От серий бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов… В 16.40 я был ранен пулей в левое колено.
Передав командование старпому, хотел сойти с мостика перевязать рану, но самолеты разворачивались и я остался… Самолеты подходили, строча пулеметами и бросая бомбы. Одна из бомб попала в трюм № 1, нос судна начал медленно погружаться. Отдал приказ спустить шлюпки и отвалить от парохода. Секунду спустя была сброшена вторая бомба в трюм № 2. Пароход быстро погружался. Застопорив машины, отдал приказ «спасайся куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода. После неполных двух минут от первого попадания бомбы, был в 16.45 смыт с мостика и вместе с водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к кучке досок и людей, которые вытащили меня на доски… В это время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х «Калпакс», которые держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел…
Должен отметить, что команда п/х не поддалась панике и все приказы исполняла сознательно и самоотверженно до последнего» — подчеркнул в рапорте капитан «Калпакса».

Справка: «Калпакс», грузовой пароход
В качестве госпитального судна участвовал в эвакуации Таллина. Следовал в конвое № 1. Потоплен в результате 17 атак немецких бомбардировщиков. Погибло более 1100 чел., в том числе 700 раненых бойцов. Значительная часть людей, державшихся на воде после гибели судна, была расстреляна фашистскими летчиками из пулеметов, что увеличило общее число жертв. Катера подобрали из воды около 70 человек, в том числе 16 членов экипажа судна.


Игорь Алепко, сосновоборский собиратель исторических ­событий Военно-Морского флота:

Историк О трагедиях этого знаменитого на Балтике перехода я впервые узнал в 1947 году в Рижской школе юнг ВМС, из рассказов преподавателя Александра Комиссарова, судового механика, которому довелось тогда самому тонуть и спасаться среди обломков и обширных пятен мазута, проведя 6 часов в воде. С той поры интерес к теме Таллинского прорыва не ослабевал, но подпитывать его было возможно только из рассказов очевидцев. Многое рассказывали участники прорыва — моряки гидрографических судов и судов вспомогательного флота. Надеюсь, что данная статья вызовет определённый интерес и побудит читателя узнать о трагическом и героическом прошлом подробнее из более основательных публикаций контр-адмирала Р. А. Зубкова.

Редакция благодарит Игоря Алепко за помощь в подготовке материала


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика