Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

ГероиН нашего времени

Осуждена группа наркосбытчиков

17.01.2008  -  00:00

25 декабря в городском суде был оглашен приговор по уголовному делу организованной группы наркоторговцев. Разоблачение и привлечение к уголовной ответственности группы — один из редких примеров успешной координации действий правоохранительных органов не только в Сосновом Бору, но и в Ленинградской области.

Наркоделец, как и вор, должен сидеть в тюрьме. (Фото из архива «СТВ»)
Наркоделец, как и вор, должен сидеть в тюрьме. (Фото из архива «СТВ»)
Началось с малого

Все началось на этапе накопления информации — в Сосновом Бору действует группа наркоторговцев, которая пытается подмять под себя существующий городской рынок сбыта наркотиков, то есть монополизировать его. По имеющейся оперативной информации, лидером группы был Валерий Шмелев.

Шмелев Валерий Павлович («Шмель»), 1960 год рождения. В 1993 году судим за хулиганство, приговорен к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден условно досрочно в январе 1996 года. Вторично судим в 2000 году по трем статьям УК: за вымогательство, грабеж и подделку документов к 5 годам, освобожден в январе 2004 года.

Для разоблачения преступной группы были привлечены все правоохранительные структуры города: отделы госнаркоконтроля, управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и ГОВД, а расследование поручено старшему следователю прокуратуры Марии Шклярук.

За основу взяли два уголовных дела, когда за сбыт доз наркотиков были задержаны с поличным два рядовых сбытчика. Проанализировали информацию о лицах, которые причастны к сбыту героина. Решили провести у них обыски.

И 8 декабря 2004 года были проведены обыски, в ходе которых на квартирах у Валерия Шмелева, Елисея Ковалева и Александра Албатырева были изъяты наркотические средства. Этих лиц задержали, суд удовлетворил ходатайство об их аресте, были возбуждены уголовные дела. На этом можно было бы остановиться и считать дело выполненным, но... «После задержания Шмелева,— поясняет прокурор города Станислав Румянцев,— тут же выяснилось, что оставшиеся на свободе трое его приближенных подельников руководят сетью рядовых сбытчиков».

Новогодний рейд

В конце декабря того же года, оценив ситуацию, было принято решение — провести обыски не только по уже знакомым адресам, но и по новым, которые стали известны на тот момент. Операцию назначили на утро 2 января 2005 года.

К семи утра собрались все 50 участников операции, от водителей и постовых до руководящих сотрудников, плюс физическая поддержка из Санкт-Петербурга. Одновременно в 9 утра начались обыски в квартирах, где проживали арестованные и оставшиеся на свободе лидеры группировки и у тех, кто непосредственно занимался продажей наркотиков. Операция завершилась вечером, зачастую оперативникам приходилось проникать в квартиры через окна, не обошлось и без взлома дверей.

Не хватило секунды

Лица, занимающиеся сбытом наркотиков, зная, что ничего хорошего от встречи с представителями правоохранительных органов их не ждет, стараются не хранить дома крупные партии зелья. Но достаточно и малого, чтобы возбудить уголовное дело. Поэтому здесь был очень важен эффект внезапности.

Вадим Дягтерев открыть дверь в квартиру отказался и пока ломали дверь, он попытался избавиться от наркотика и уже бросил пакетик с героином в унитаз, но смыть его не успел— в квартиру ворвались сотрудники госнаркоконтроля и выдернули Дягтерева из туалета.

Дягтерев Вадим Игоревич, 1975 года рождения. Трижды судим, в том числе за грабеж и воровство.

Содержимое банки как показатель деятельности

Кроме героина изымались записи. Сами по себе они для несведущего человека ничего не значили. Но в совокупности создали единую картину совершения преступления: кто-то в записных книжках учитывал сбыт героина, кто-то записывал телефоны, адреса...

Некоторых задержанных арестовали, после их допросов проводили оперативные мероприятия, новые обыски и допросы, допросы... Каждый свидетель знал только малую толику деятельности группы, но из таких кусочков складывалась общая картина преступной деятельности группы.

Один из ее членов, Марина Ковалева, решила сделать явку с повинной, сообщив следователю, что приблизительно знает место, где находится тайник группы.

Ковалева Марина Брониславовна, 1960 года рождения. В сентябре 2002 года ее судили за сбыт наркотиков и приговорили к 7 годам лишения свободы условно и испытательным сроком 5 лет.

Оперативники в лесу у гаражного кооператива «Заречный» прочесали местность и обнаружили во мху трехлитровую банку с наркотиками — расходный тайник, его содержимое постоянно пополнялось. Стал известен масштаб деятельности группы: для приобретения такого количества героина необходимы были немалые суммы денег. Доходность от торговли героином большая, она составляет 300–400%. Да если его еще разбавить наполнителем... Как говорится — игра стоит свеч.

Знакомые суду лица

Поставками героина из Санкт-Петербурга занимался Шмелев, он же распределял зелье между Александром Албатыревым и Вадимом Дягтеревым партиями до 50 грамм. А они подыскивали лиц, готовых заниматься незаконным сбытом героина партиями от 1 до 15 граммов. Албатырев Александр Григорьевич («Бабай»), 1958 года рождения. Судим в январе 2001 года за кражи, приговорен к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы. Освобожден в ноябре 2003 года.

Непосредственно сбытом героина, кроме Марины Ковалевой, занималась и гражданка Бибякова.

Бибякова Татьяна Ильинична, 1962 года рождения. В ноябре 1999 за сбыт наркотиков приговорена к 6 годам лишения свободы, в июне 2001 года освобождена условно-досрочно. Большие трудности для следователя и оперативников представляла работа со свидетелями. Пока найдешь его, пока убедишь дать показания, пока допросишь, пока перепроверишь...

Арестованные имели возможность из «Крестов» по телефону связываться с подельниками, которые оставались на свободе, давали им указания о противодействии расследованию, советовали, как воздействовать на свидетелей и подельников. А они, в свою очередь, понимали, что дача правдивых показаний может обернуться для них большими неприятностями. Марина Ковалева, к примеру, уже на следующий день после признательных показаний отказалась от них.

По ходу расследования, с помощью подразделения собственной безопасности ГУВД, разоблачили двух рядовых сосновоборских милиционеров, которые в период следствия обеспечивали связь между членами этой преступной группы. Их сразу же уволили из органов.

Авторитет лидера незыблем

Полгода длилось сложное расследование. В результате было установлено, что в Сосновом Бору минимум целый год существовала организованная преступная группа, она реально заняла значительную часть рынка реализации героина и собиралась его монополизировать. Ряды группы обновлялись, при малейшем подозрении, что кто-то может дать информацию в правоохранительные органы, он отчислялся из группы. А она обладала множеством признаков организованности, в связи с чем уголовное дело было квалифицировано как «организованная преступная группа».

Выяснилась целая методика мер дисциплинарного воздействия, подбора и расстановки «кадров». Нерядовые сбытчики — те, кто непосредственно не сбывал наркотик — в основное ядро группировки не входили, хотя и считали, что они входят в окружение руководства. А оно, если полагало, что человек слишком возомнил о себе, считая, что он имеет большой вес у сбытчиков, решало его «опустить». Для этого искусственно создавался долг за героин.

Как-то два оперативника из госнаркоконтроля, подъезжая к магазину «Москва», увидели, что путь им преградил автомобиль. Они вышли из машины, чтобы попросить водителя освободить проезд. В салоне автомобиля находился Шмелев с подельником. Узнав оперативников, они выскочили и бросились бежать. У подельника находился героин, и он его по пути выбросил. Шмелев предъявил ему претензии за утрату этого наркотика, ему выставили счет и отняли машину, и в преступной среде он был отодвинут на низшую ступень.

Так закончилась случайная встреча оперативников и наркосбытчиков.

В другом случае сбытчица начала употреблять героин, и стала для группы опасной. Ей также создали искусственный долг, предъявили счет и в результате забрали машину.

Лица свидетелей видели не все

Суд над наркодельцами длился более двух лет. Каждого свидетеля, в основном это наркоманы, нужно было найти, и в нормальном состоянии доставить в суд для дачи показаний. Многие из них не живут по месту регистрации, не желают общаться с правоохранительными органами, и в меру своих сил от них скрываются. И, тем не менее в суде было допрошено 35 человек.

А лидеры преступной группы, находящиеся в СИЗО, продолжали воздействовать на свидетелей различными способами. Поэтому при проведении судебных заседаний был использован прием дачи показаний свидетелями под псевдонимом, и несколько человек воспользовались этим. Сам свидетель находился не в зале суда, а в другом помещении. Перед судьями стояли мониторы, на них — свидетель. Его изображение могли видеть только судьи, другие участники процесса могли только задавать свидетелю вопросы и слышать его измененный голос. Этим правом воспользовались несколько человек, рассчитывая быть не узнанными подсудимыми.

Фигуранты уголовного дела писали многочисленные жалобы, обжаловали любые постановления суда. Они попытались поставить под сомнение или оспорить практически все доказательства в деле. Суд, длившийся так долго, затянулся, в основном, из-за того, что сложно было представить свидетелей, а фигуранты использовали все, что шло им на пользу. Трое из них имели непогашенную судимость и прекрасно понимали, что даже за 2–3 грамма героина, которые у них найдены, они все равно будут приговорены к реальным срокам. Поэтому, затягивая процесс, они ничего не теряли. Ведь главное, как будут квалифицированы их деяния, каким будет наказание.

Финал

Судейская коллегия в составе трех федеральных судей вынесла наркодельцам приговор, согласно которому они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, в том, что в 2004–2005 г. организовали в нашем городе сеть по сбыту наркотиков. Троим подсудимым частично присоединена неотбытая часть наказания по предыдущим приговорам.

В исправительной колонии общего режима М. Ковалева будет отбывать 7 с половиной лет, а Татьяна Бибякова — 9 лет. В исправительной колонии строгого режима А. Албатырев и В. Дягтерев проведут по 10 лет. Лидеру группировки В. Шмелеву суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет с отбыванием в исправительной колонии особого режима.

Этим же приговором вне состава организованной преступной группы осужден и Е. Ковалев. Суд назначил ему наказание в виде 4-х лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии — поселении.

Расставлены все точки. Уголовное дело расследовалось городской прокуратурой с осуществлением оперативной поддержки отдела наркоконтроля и отдела УБОП. Их руководители при первой необходимости предоставляли своих сотрудников, а оперативники, в свою очередь, проявили лучшие служебные качества.

По материалам, предоставленным городской прокуратурой
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика