Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Гогланд — остров балтийской славы

Созданный обелиск стал местом памяти и скорби по погибшим в страшной трагедии

06.10.2016  -  15:14

Балтийское море не хотело выпускать из порта нашу экспедицию. Выход откладывали два раза, последний раз мы ночевали на борту и рано утром учебное судно Ленинградской Военно-морской базы взяло курс на остров Гогланд.

Гогланд — остров балтийской славы
Гогланд — остров балтийской славы
На его борту сосновоборцы везли бережно укрытую гранитную плиту и стальной обелиск с солдатской звездочкой и морским якорем. Мы шли в то место, где ровно 75 лет назад, в августе-сентябре далекого 1941 года бухта-порт принимала корабли и вспомогательные суда выводимого из Таллина в Кронштадт Балтийского флота. Шли на самую западную оконечность нашего фронта на море. Туда, где состоялись драматические и героические события. Параллельно нашему шло другое судно — с ветеранами, почетными гостями, родными участников знаменитого похода, членами общественной организации «Во славу Отечества», которая занимается поиском и подъемом затонувших кораблей, увековечением памяти погибших.

29 августа 1941-го

Рассказывает военный историк Игорь Алепко: «29 августа 1941 года на острове нашли приют более 12 тысяч участников Таллинского прорыва, высадившиеся с приставших горящих транспортов, а также людей, спасенных катерами из воды или принятых с тонущих и горящих судов и кораблей. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов, которые несли 42 тысячи человек. В ходе движения они постоянно вели бои с атакующими самолетами фашистов, торпедными катерами немцев и финнов, тралили фарватер от мин и все равно на них подрывались. Гибли боевые корабли, транспорты, вспомогательные суда. В порты Ораниенбаума, Кронштадта и Ленинграда на 163 кораблях и судах прибыло 25,9 тыс. человек. Потери составили 15,1 тысяч человек, 62 единицы кораблей и судов. За сухими цифрами скрываются героизм военных моряков, которые вели бои с фашистами, спасали попавших в воду людей, а также трагедия эвакуируемых людей, погибавших от фашистских мин и бомб, не имея возможности ответить убийцам. Остров Гогланд принес неоценимую помощь фронту как во время Таллинского прорыва, так и в дальнейшем — как промежуточная база».

На острове

И вот показался остров. Гранитная громада, покрытая лесом, с далеко видимым маяком и вращающимися локаторами военной базы. Уютная бухта с капитальным «военным» пирсом, абсолютный штиль. Балтика почувствовала, что нам нужны три дня и выделила их между штормами. Решили монтировать памятник ночью, в день прихода, чтобы не бросить все, если придется срочно уходить. Подъехал на УАЗике-«буханке» метеоролог Михаил, погрузили материалы, памятник и выдвинулись к бетонной плите, которую залили в прошлом году. Завели генератор, поставили гирлянды освещения и приступили к работе. Уложили на раствор плитку, разместили стальной обелиск и 400‑килограммовую гранитную плиту с текстом — исторической справкой о Таллинском переходе и списком потерь. На следующий день установили цепи ограждения на перевернутые и закрепленные гильзы артиллерийских снарядов. Каждый гость острова принес камень с берега моря, подписал на память и уложил по периметру памятника.
 йСовместно с общественной организацией «Во славу Оте­чества», которую возглавляет капитан II ранга запаса В. Н. Проворов, провели негромкий митинг памяти погибших, возложили цветы и венки.
К памятнику пришли три поколения офицеров‑моря­ков, чьи родные участвовали в этом походе. Вот что сказал самый молодой из этой семьи — нахимовец Данил Ралль: «Я очень волновался, когда подходили к острову Гогланд. Ведь в «Таллинском прорыве» в то время контр-адмирал Ю. Ф. Ралль командовал арьергардом, прикрывая третий и четвёртый конвой. А мой прапрадед Д. С. Ралль шёл на морском охотнике МО 206, который непосредственно подымал из воды утопающих… Когда устанавливали плиту с погибшими кораблями, мне представлялись картины ужаса боя, гибели людей… Мы учимся у них, настоящих военных моряков, и будем достойными продолжателями традиций ВМФ».

Капитан 3 ранга Дмитрий Ралль: «Стоя здесь, у этого памятника, вспоминается рассказ дочери адмирала о том, как Юрий Фёдорович, выходя на мостик эскадренного миноносца «Калинин», всматривался в ночь, ища гакобортные огни МО 206, перегруженного поднятыми с воды краснофлотцами, находившимися под непрерывным огнём противника».

Старший представитель флотской семьи С. Д. Ралль: «Мы все скорбим по погибшим. Вечная слава тем, кто покоится в водах Балтийского моря и умер от ран в госпиталях на Гогланде, в Кронштадте, Ораниенбауме, Ленинграде. И наша флотская семья могла бы оплакивать двух своих родных, но судьба была благосклонна к нашей фамилии. Так, контр-адмирал Ю. Ф. Ралль, командуя арьергардом на ЭМ «Калинин», замыкая колонну, на всём пути следования прикрывая конвои от ударов противника, несмотря на контузию при гибели «Калинина», с борта СКА МО Юрий Ралль продолжал выполнять обязанности командира арьергарда до прибытия кораблей и судов в Кронштадт. Я горжусь своим отцом и дедом и всегда равняюсь на них».
Степан Ровный, 10 лет: «Это был самый настоящий морской поход по местам боевой славы. Вместе с нами на корабле шли ветераны, писатели, историки, кадеты. Всю дорогу мы слушали интересные рассказы про войну. Мне было очень важно побывать на острове Гогланд, потому что четверо моих предков воевали за этот остров. Две прабабушки и два прадедушки. Морской врач, санитарка-краснофлотец, метеоролог и инженер-гидрограф. Остров объединил таких разных людей и, несмотря на войну, помог им создать крепкие семьи. Я горжусь ими. Мне очень понравился этот скалистый остров, мы поднимались к Северному маяку, участвовали в монтаже памятника, познакомились с военными и моряками, которые здесь служат. Я продолжу морскую династию моей семьи и обязательно вернусь на этот остров уже с погонами».

Ветеран флота Б. В. Медведев: «Я собирался в эту экспедицию 10 лет. Отдать дань памяти и посетить место, где погиб 28 августа 1941 года мой отец Виктор Иванович Медведев на ВТ‑511 (военный тральщик) «Алев». Созданный и установленный на острове Гогланд памятник с мраморной плитой списка погибших кораблей и судов будет являться местом памяти и скорби родственников по погибшим в этой страшной трагедии. Это правильно, что в установке памятника участвует поколение внуков и правнуков. Я написал воспоминания оставшихся в живых, спасенных с «Алева» и других судов, боль моей мамы Валентины Ивановны Громовой, когда она посещала госпиталь в Кронштадте и собирала по крупицам воспоминания очевидцев. Это важно для потомков, чтобы у фашизма не было шансов возродиться и поднять голову».

Руководитель общественной организации «Во славу Отечества» В. Н. Проворов: «Выражаю от всех ветеранов, людей, переживающих за память о тех, кто отдал за нас свои жизни, огромную благодарность сосновоборцам, которые создали этот памятник и за одну ночь смонтировали все его основные элементы. Они выполняют святую миссию по увековечению памяти погибших на море, дают возможность приходить сюда родственникам и другим людям, чтобы отдать почести на установленном мемориале».

Команда

О «Таллинском прорыве» написал книгу контр-адмирал Радий Анатольевич Зубков, из этой книги и были взяты данные для исторической справки на гранитной плите. Памятник создан по проекту сосновоборского архитектора Владимира Соколова, некоторые элементы привнес также сосновоборский скульптор Александр Пехтерев.
Памятник стал воистину народным — на его создание внесли средства ветераны флота и армии, обычные неравнодушные люди, глава администрации Усть-Лужского сельского поселения П. П. Лимин, муниципалитет Соснового Бора, ЛАЭС и «ЛАЭС-Авто».
Это была уже четвертая наша экспедиция по увековечению памяти советских воинов на островах. Установлены памятники на островах Малый, Мощный, Гогланд. Отреставрирован «Бронзовый матрос» на о. Сескар. Планы на будущее — обследование и монтаж мемориалов на островах Соммерс и Нерва, где также шли кровопролитные бои и нет ни одного упоминания о героях войны.
Огромное спасибо за поддержку и оказание помощи в нашей военно-патриотической работе командиру Ленинградской Военно-морской базы контр-адмиралу И. В. Смоляку, муниципалитету и предприятиям Соснового Бора — главе городского округа Д. В. Пуляевскому, главе администрации города В. Б. Садовскому, директору ЛАЭС В. И. Перегуде, директору «ЛАЭС-Авто» С. В. Воробьеву и его заместителю В. Ф. Зазерину. Особые слова благодарности директору ООО «Балтийские технологии» В. В. Поротикову, в цехе которого безвозмездно изготовлено три стальных обелиска.
В нашей команде люди разных профессий — историк Военно-морского флота, архитектор и скульптор, доктор, инженеры, офицеры запаса погранвойск и ВМФ, работники ЛАЭС, «ЛАЭС-Авто», Концерна «ТИТАН‑2», городской администрации, предприниматели, рыбаки из д.Ручьи. Никто их не заставляет делать эти памятники, они тратят свое время и деньги, они готовы всегда — только позови. Только в общении с такими людьми понимаешь истинное значение слов — движение души, память и «если не мы, то кто же»?



Важное событие для кадетов

Платон говорил, что человек не становится хорошим случайно. В жизни любого человека, а ребёнка особенно, важны события, которые вызывают чувство национального достоинства, позиции сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, заставляют думать и поступать достойно.
Именно таким событием стал для кадетов Щегловской средней школы Всеволожского района Ленинградской области морской поход на остров Гогланд по приглашению кураторов, в лице заместителя руководителя Управления Федеральной Службы судебных приставов России по Ленинградской области Станислава Геннадьевича Румянцева и заместителя начальника специализированного отдела оперативного дежурства Алексея Борисовича Калинкина.
В морской экспедиции 9–11 сентября приняли участие два кадета 8 класса «Патриот» Максим Кузнецов и Илья Терехов; заместитель руководителя УФССП России по Ленинградской области С. Г. Румянцев. 10 сентября, в день открытия памятника, кадеты возложили венки и ленту с надписью «Защитникам Родины от благодарных потомков» совместно с ветеранами и родственниками участников Великой Отечественной войны.
Во время десятичасового перехода от о. Гогланд до Кронштадта капитан катера Геннадий Иванович Дорофеев лично уделил внимание кадетам, совершив экскурсию по капитанскому мостику, рассказав о деятельности катера, о его почётной миссии.
Почти каждый год в течение пяти лет совместно с АНО «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества» под руководством Василия Николаевича Проворова осуществляются походы по «удалению» белых пятен истории в водах Балтики.
Кадеты получили такой сильный заряд эмоций, что по возвращению домой, не уставая, делились впечатлениями о своём походе со своими товарищами и близкими дома и в школе.

(Н. Л. Воронова, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Щегловская СОШ» Всеволожского района, сопровождавшая кадетов; участница похода)



Высокая земля

В 125 километрах на запад от Кронштадта, примерно на половине пути от Санкт-Петербурга в Таллин, поперёк 60‑й параллели среди вод залива возвышается над водой, как косматая спина огромного медведя, красивый, покрытый от уреза воды до вершин высоких холмов хвойным лесом остров Гогланд (по-датски — Высокая земля, а финское название — Суурсаари, т. е. Большой остров. Длина острова — 11 километров, наибольшая ширина — 3,2 км, площадь 21 кв. км, протяжённость береговой черты (периметр) составляет 27 километров. Остров имеет две удобные бухты, лучшая из них, Сууркуля-лахт, расположена на юго-восточной оконечности острова. На острове два маяка — Южный Гогландский, расположенный у уреза воды на южной оконечности острова, и Верхний Гогландский, расположенный на северной оконечности Гогланда.

На острове четыре пологие каменные горы высотой от 106 до 158 метров и четыре красивых озера, получивших в 1940 году не слишком поэтические названия: Первое, Второе, Купанское (не путать с Копанским!) и Дальнее.

С весьма отдалённых пор, купцы, морские разбойники и военные моряки разных стран, по достоинству оценивая его выгодное стратегическое положение, устраивали на нём свои базы, используя расположенную у северной оконечности острова удобную, закрытую от всех ветров бухту Сууркюля-лахт.
Последовательно островом владели норманнские викинги-варяги, новгородцы, датчане, шведы, а с 1743 года, согласно шведско-русскому Абосскому договору, Гогланд отошёл к России. В 1788 году западнее острова произошло Гогландское сражение между русским и шведским флотами, после которого шведы на владение Гогландом больше не претендовали.

После 1917 года, когда Финляндия получила независимость, остров, населённый финнами, как-то сам собой оказался финским. Советскому правительству в то время было не до Гогланда и других островов восточной части Финского залива. В середине 30‑х годов, когда Краснознамённый Балтийский флот быстро наращивал мощь, стало ясно, что без этих островов надёжную оборону подступов к Ленинграду не создать. Переговоры с финским правительством на предмет передачи п‑ова Ханко и о. Гогланд Советскому Союзу в обмен на другие территории или о сдаче их в аренду зашли в тупик. «Белые» финны не соглашались ни на какие предложения «красных», что в конце ноября 1939 года привело к кровопролитным боевым действиям, получившим у нас название «финской войны».
В первый же день этой войны, после обстрела с кораблей и бомбардировки с воздуха наши морские десанты овладели Гогландом, Сескаром, Лавенсари и остальными островами средней части Финского залива. Финских гарнизонов на этих островах не оказалось.
На Гогланде сразу же обосновались наши военные моряки. Они спешно возвели там 3 береговые 152‑мм батареи, укрепления, причалы, блиндажи, подземные укрытия, хорошо оборудованный военно-морской госпиталь и т. д. От нападения с воздуха остров прикрывали зенитные батареи. Остров стал центром Гогландского сектора береговой обороны.








  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика