Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Гонимый народ

Ингерманландские финны: судьба вечных переселенцев

18.09.2013  -  00:00

В мае–июне нынешнего года «Маяк» опубликовал цикл материалов, основанных на воспоминаниях старожилов деревни Ручьи («Маяк» за 18 и 25 мая, 1, 8 и 23 июня). До войны деревня была финской и называлась Оянкюля. Таких деревень в Ленинградской области, особенно в западной ее части, когда-то было немало, поскольку Северная столица была заложена Петром Первым на землях, где жили финны. А как они попали на «мшистые, топкие берега» Невы и Финского залива?

Гонимый народ
Гонимый народ

Как финны попали в Россию

В 1611 году земли у Финского залива были захвачены Швецией. Местные жители стали массово уезжать в Россию. В опустевшую губернию, названную Ингерманландией, начали переселять исповедующих лютеранство крестьян из восточной Финляндии и Карелии. Города Ивангород, Ям (Кингисепп), Копорье и Нотебург (Шлиссельбург) стали центрами шведских уездов. Административным центром Шведской Ингрии был город Ниен около крепости (ныне территория Санкт-Петербурга), а с 1656 года местом пребывания генерал-губернатора стал город Нарва. К этому времени численность финского населения достигла 41 процента, а к 1695 году — 75 процентов. Почти через сто лет, после Северной войны, Ингерманландия вновь оказалась в составе России.

Первые репрессии

В начале 19 века округа Петербурга была почти исключительно финскоязычной, к 1897 году в Санкт-Петербургской губернии насчитывалось 107 тысяч финнов. После революции, в 20-х годах, ингерманландским финнам было позволено создать на территории Ленинградской области культурную автономию. Но потом начались гонения на лютеранскую церковь, коллективизация и раскулачивание.
Первая массовая этническая депортация была проведена по постановлению Бюро Ленинградского Обкома ВКП(б) от 4 марта 1935 года «О выселении финского населения из приграничной полосы». В ходе ее депортировали около 30 тысяч финнов-ингерманландцев.
В 1938 году финский национальный район был упразднен, последовали массовые депортации финнов в другие регионы страны. Это постановление коснулось многих жителей Оянкюли, в одночасье лишившихся мужей, отцов и братьев. В деревне была закрыта лютеранская церковь.

Пере­селение

После начала войны власти стали рассматривать ингерманландцев (как и советских немцев) как «пятую колонну». Приказ НКВД об их «обязательной эвакуации» из пригородных районов Ленинградской области вышел 30 августа 1941 года, однако выполнили его только частично. Из действующей армии этнических финнов по постановлению Государственного комитета обороны от 3 апреля 1942 года переводили в рабочие колонны НКВД, что практически означало заключение в лагерь без суда и срока.
28 марта 1942 года стал самым черным днем в истории Оянкюли. Под конвоем военных жителей выгоняли из домов, разрешая забрать с собой только минимум вещей. Депортацию назвали «эвакуацией блокадного населения», финнов везли, как и других блокадников, по Дороге жизни. Но дальше пути расходились. Они попадали не в деревни средней полосы, а в теплушках, как скот, под конвоем отправлялись на поселение в Сибирь и Казахстан. По пути умирали сотнями, тысячами. На станциях умерших складывали в штабеля. Потом хоронили в общих могилах. Тех, кто доехал до пункта назначения, ждала тяжелая работа: на рудниках, приисках, заводах.

Запрет на возвращение

Бежать с этой каторги было мало смысла — финнам запрещалось жить в других местах. Возвращаясь на родину, они разве что могли попасть в руки вербовщиков, увозивших их на работы в Эстонию или Финляндию. Но и после войны финны не смогли вернуться в родные деревни. Попавшие в Сибирь — оставались там. Вернуться в родные места они не могли по распоряжению Совета министров СССР от 7 мая 1947 года «О запрете поселяться финнам в местах прежнего проживания в Ленинграде и области».
Запрет на проживание в Ленинградской области действовал до смерти Сталина. Тогда в родные деревни вернулись около 30 тысяч ингерманландских финнов. В их числе — и герои наших очерков из деревни Ручьи.
В июле 1993 года вышло постановление Верховного Совета РСФСР «О реабилитации российских финнов». После разрешения на репатриацию в Финляндию в 1990 году Россию, по разным оценкам, покинуло около половины 50-тысячного народа финнов-ингерманландцев...

***

Кстати
Ингерманландских финнов еще называют финнами-инкери, ленинградскими финнами, до революции — чухонцами, маймистами. Про себя они говорят — суомалайсет, инкерин суомалайсет. Язык — местный говор восточных диалектов финского языка (прибалтийско-финская подгруппа финно-угорской ветви уральской языковой семьи).

Справка
Ингрия (от карельского инкери маа — прекрасная земля) — Новгородская, а позже Московская территория, ограниченная на западе рекой Нарвой, на Карельском перешейке рекой Сестрой, на востоке Ладогой, а на юге рекой Лугой. Была захвачена Швецией и переименована в Ингерманландию.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика