Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Ирина Алексеева: «Считала своим долгом помогать людям, создающим культурную среду Соснового Бора»

19.04.2024  -  09:01

Ирина Алексеева приехала в Сосновый Бор в далеком 1965 году. Общественная активность и лидерские качества привели ее в структуры управления городом. Сегодня одни проклинают эпоху всевластия КПСС, другие ностальгируют по спокойным годам застоя. Но граждане СССР такими понятиями не оперировали. А в Сосновом Бору «застой» вообще выдался очень бурным. С конца 60-х стремительно росла численность населения, формировалось новое сообщество: сосновоборцы. Моя собеседница к этим процессам имела отношение. Она никогда не была равнодушным человеком, и для нее было свойственно и находиться в гуще событий, и создавать их.

Ирина Алексеева: «Считала своим долгом помогать людям, создающим культурную среду Соснового Бора»
Ирина Алексеева: «Считала своим долгом помогать людям, создающим культурную среду Соснового Бора»
И.Г.Алексеева в Сосновом Бору с 1978 по 1982 год избиралась первым секретарем горкома ВЛКСМ, с 1982 по 1988 год работала сотрудником горкома КПСС, далее, по 1989 год, — секретарем исполкома горсовета. С 1989 по 1991 год она — секретарь горкома КПСС. Затем в течение 6 лет — директор «Учебный центр «Вариант». С 1997по 2013 год — помощник мэра, начальник Управления образования, замглавы администрации. С 2013 по 2018 год — генеральный директор ООО «Канал СТВ», советник гендиректора.

— В Сосновый Бор мы с родителями приехали из Мурманска в 1965 году. Дочь офицера, я за годы учебы сменила 10 школ. В 10-й класс пошла в новую школу № 1. Будущих выпускников в августе призвали отмыть новостройку после ухода строителей. Мы, живя по сути в лесу (был Временный поселок и две улицы — Ленинская и Комсомольская), восхищались красотой современного здания. Директором школы стал фронтовик Константин Георгиевич Пачезерцев — строгий, но добрый, понимающий. На открытие школы собрался весь поселок, мне как комсомольскому секретарю тоже дали слово.


На открытии школы № 1. Крайний справа — директор школы К.Г. Пачезерцев, в центре — секретарь комсомольской организации ИринаГречишкина (Алексеева) / Фото из личного архива И.Г.Алексеевой

— Вы так сразу и стали комсомольским вожаком?

— Общественной работой я занималась с детства, — уже в 1 классе избрали меня старостой.

— Известно, что часто переезжающие дети легко адаптируются и обладают более широким кругозором.

— Может, и это сказалось, но мы почти все были приезжими! В поселке военных было большинство. Наша семья жила на Комсомольской рядом с воинской частью, а в Сосновом Бору в то время базировались больше 10 военно-строительных подразделений! Мы знали про них одно — они решают важные государственные задачи. Все предприятия были «секретные», и это воспринималось в порядке вещей.

Закончила школу я в 1967-м — в год, когда был забит первый колышек в основание будущей ЛАЭС. Мечтала о журфаке, но удалось поступить только на филфак ЛГУ. Но судьба изменила сюжет. После того как студенткой стала подрабатывать экскурсоводом во дворцах-музеях Ораниенбаума (окончила курсы, водила экскурсии в Китайском дворце), меня неожиданно позвали в музей на работу! 5 лет я с увлечением трудилась в научном отделе дворцов-музеев, поступила в Академию художеств. Но тут — новый поворот: предлагают перейти в Ломоносовский горком комсомола. Я ведь и в музее была комсоргом… Согласилась, уже понимая, что в музее пришлось бы работать, как мои старшие коллеги, десятилетиями на одном месте …

— А вы хотели сделать карьеру или верили в идеалы коммунизма?

— Ваш вопрос из сегодняшнего дня. В то время существующее устройство общества представлялась нам вечным. Мне предложили работу с людьми, где требовались организаторские навыки. Было интересно попробовать.

В 1978 году образовались две сосновоборские городские организация — КПСС и ВЛКСМ. К тому времени комсомольцев в городе стало вдвое больше, чем в Ломоносовском районе. Меня избрали первым секретарем Сосновоборского горкома ВЛКСМ. Дали кабинет в пристройке ДК, печатную машинку и пачку бумаги, и я начала подбирать сотрудников из числа комсомольского актива предприятий. Ведь ячейки ВЛКСМ были встроены в структуру предприятий, все молодежная активность бурлила на производстве.

— ЛАЭС была Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. От принадлежности создателей ЛАЭС к комсомолу был на самом деле какой-то прок?

— Сейчас стимулирование работников осуществляется только деньгами. В то время стимулирование происходило через оценку производственных результатов, соревнование комсомольско-молодежных бригад. И это работало. Первым начальником штаба ВУКС был Евгений Шлыков. Ребята связывались с комитетами ВЛКСМ предприятий страны, поставлявших оборудование на ЛАЭС, и те брали шефство над заказами нашей стройки. Это повышало самооценку молодых людей, они чувствовали, что от них что-то зависит. Были и «Комсомольский патруль», и «Комсомольский прожектор», и слеты, и первый КВН в 1979 году. Комсомол для многих стал социальным лифтом.


Вечер комсомольского актива, 1979 год, соревнование команд КВН. Крайний слева — Андрей Измайлов, корреспондент газеты «Балтийский луч», позже известный писатель-фантаст / Фото из личного архива И.Г.Алексеевой

В 1975 году начали возводить Андерсенград, но строители продолжили работы только спустя три года. Молодежь предприятий вечерами выходила на субботники по благоустройству детского городка. Территорию на дюнах приходилось оформлять вручную — прокладывали дорожки, вели земляные работы, высаживали кусты. Открытие состоялось в 1980 году.


— Целых 5 лет строили! Сферу культуры, как обычно, развивали по остаточному принципу?

— С одной стороны, в Минсредмаше, который всем в Сосновом Бору руководил, очевидно, рассуждали так: Ленинград рядом, кому «нужна культура» — доедут. С другой стороны — в Сосновый Бор приезжали выдающиеся артисты. Над ЛАЭС шефствовал Кировский театр, и даже балеты свои представлял на маленькой, не приспособленной для балетов сцене ДК! Ведь «Строитель» по инициативе первого начальника стройки В.Н.Латия строили хозспособом, взяв за основу типовой проект кинотеатра.

Возглавил ДК приглашенный в город заслуженный работник культуры РСФСР Михаил Рафаилович Рафаилов. ДК стал общепризнанным центром культурной жизни.

— Ирина Геннадьевна, вы ведь после комсомола, где бы ни работали, везде соприкасались с вопросами культуры и образования — будь то горком партии, исполком, администрация, Учебный центр «Вариант» или «Канал СТВ».


На экскурсии с военнослужащими по «Поясу Славы Ленинграда». В центре — В.П.Белокуров, командир Управления военно-строительных частей / Фото из личного архива И.Г.Алексеевой

— Сосновый Бор изначально был городом «сьезжим». Приезжали выпускники вузов и техникумов, военные, техническая интеллигенция, «средмашевские» ученые, рабочие. После демобилизации оставались и военные строители. Люди легкие на подъем, готовые к переменам, отчасти авантюрные — это сосновоборцев отличало. Приезжие мало что знали об истории края, не имели общих корней. Поэтому запрос «на культуру» был объективно высокий. Руководители — и Валерий Иванович Некрасов, и Валерий Александрович Кирпичников, с которыми мне посчастливилось работать, это понимали. А для меня вопросы культуры были самыми интересными.

— И соответствовали вашему профессиональному опыту.

— Приезжали таланты, мечтающие реализоваться на новом месте. Но кроме руководителей-профессионалов появилось и много энтузиастов. Думаю, доля таких людей была в Сосновом Бору выше, чем в городах такого же масштаба. Упомяну лишь о некоторых, очень значимых для меня и для горожан личностях — настоящих подвижниках.

Юрий Михайлович Иваненко — научный работник, художник, создатель клуба «Творчество» и Сосновоборского отделения «Советского Фонда культуры», инициатор открытия Художественного музея современного искусства. Он организовал 280 (!) выставок, привозил к нам ведущих художников Ленинграда-Петербурга, реализовал проекты по истории края. С его участием вышло 52 издания по искусству и науке!

Юрий Иванович Ванаев — музыкант, певец, композитор, дирижер, создатель и руководитель ряда творческих коллективов, автор уникальных проектов «Русские сезоны», «Неделя музыки», «Поющий город» и более 30-ти песен и гимнов предприятий.

Татьяна Васильевна Леонова — член Санкт-Петербургского Союза художников, ее работы — в известных художественных галереях. Заслуженный работник культуры РФ, она создала Образцовую студию декоративно-прикладного искусства «Творческая мастерская» при доме культуры (сегодня — ГКЦ «Арт-Карусель»), сотни ребят научила понимать прекрасное.

Я считала своим долгом помогать таким людям, чья одаренность и творчество способствовали созданию в городе особой культурной среды. Мы стремились сделать Сосновый Бор узнаваемым в стране и в мире. Когда Валерий Иванович Некрасов предложил издать к 25-летию города книгу, я с удовольствием взялась за работу — была ответственным секретарем редколлегии. В подготовке первого обстоятельного издания «Город Сосновый Бор» участвовали более 160 человек!

Книга вышла в издательстве «Лики России» в 1998 году. Потом еще выходили сборники. В их ряду и изданная «Маяком» к 50-летию города книга «50 причин приехать в Сосновый Бор». Хорошо, что традиции продолжаются!

Беседовала Евгения Светлова

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика