Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Искусство на молекулярном уровне

21.06.2010  -  00:00

 Владимир Федоров: «Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка!» (Фото Юрия Шестернина) Владимир Федоров: «Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка!» (Фото Юрия Шестернина) В коллекции Владимира Федорова есть 3D камеры, разработанные в нашей стране в 50-х годах прошлого века, и личный фотоаппарат чемпиона страны по мотогонкам из Соснового Бора.

— Вообще, не многие сегодня помнят, что в нашей стране очень славные традиции в том, что касается фотопроизводства. Достаточно сказать, что из СССР эта техника экспортировалась в семьдесят стран, и знаменитые фотографы различных стран мира очень высоко ее ценили,— рассказывает о своей коллекции фотоаппаратов руководитель сосновоборского фотоателье Владимир Федоров. От «Зоркого» до «Зенита» Первый «Зоркий-4» будущему фотографу подарил его дед. Несколько лет спустя, вернувшись из армии, внук решил заниматься фотоделом профессионально. Параллельно с увлечением у него скопился и целый арсенал техники для съемок. На сегодняшний день в коллекции Федорова около 70 различных моделей аппаратов или около 200 единиц техники. — Считается, что в СССР начало фотоаппаратостроения было положено в 30-х годах. А к началу Великой Оте¬чественной войны уже было наработано несколько десятков моделей. В моей коллекции из первых моделей представлены «Фотокор» и «ФЭД»,— говорит сосновоборец. Стоит отметить, что в каждом из фотоаппаратов, как в капле воды, отражается какая-то часть великой истории нашей страны в двадцатом веке. Например, фотоаппарат «ФЭД» изначально собирался воспитанниками мастерских детской трудовой коммуны НКВД УССР им. Ф.Э.Дзержинского. Чуть позже это производство перепрофилировалось в профессиональное и стало заводом им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове. На время войны разработка новых моделей фотокамер в СССР была прекращена, но уже в 1948 году на Красногорском механическом заводе были выпущены первые 50 аппаратов «Зоркий». А в 1952 году в СССР был выпущен первый без преувеличения легендарный «Зенит». Кстати, даже в легендах о нем также отра-зился дух того неоднозначного времени. — Рассказывают, что название модели «Зенит-С», выпуск которого начался в 1955 году, расшифровывается как «Зенит Сталин». А три «М» в названии следующей модели «Зенит 3М» якобы расшифровываются как «Молотов, Маленков, Микоян»,— говорит о мифах, ходивших вокруг «Зенита», Владимир Федоров. В формате 3D Было ли зашифровано имя генералиссимуса в названии фотоаппарата, сейчас сказать трудно, но вот то, что в России в 50-х годах производили фотоаппараты, делающие снимки в модном сейчас формате 3D,— чистая правда. Все новое, как говорится,— хорошо забытое старое, и то, что сейчас подается как техническая новинка в кино, было открыто еще в 19 веке в Англии. Суть стереофотосъемки в том, что изображение снимается двумя камерами и при взгляде приобретает иллюзию объема. В середине двадцатого века Советский Союз пережил настоящий «бум» стерео¬фотографии, инженерами нашей страны было создано несколько стереофотоаппаратов массового производства. — С 1955 по 1973 годы на Ленинградском ГОМЗ выпускался стереофотоаппарат «Спутник»,— демонстрирует редкую модель фотолюбитель,— всего таких аппаратов было выпущено около 84 тысяч. Выпускались экспериментальные варианты «Киев-стерео» и «Смена-стерео», а в массовое производство с 50-х годов прошлого века шли стереокамеры «Любитель» и «Любитель-2». Желанный подарок В соответствии с динамично развивающимся временем фотоаппараты позволяли делать все больше кадров за одну сессию, точнее схватывать динамику и «драйв» мгновения. В первую очередь это требовалось в спортивной фотосъемке, где новые возможности позволяли живее передать быстроту движения или напряжение спортсмена. При этом интересно, что фотоаппарат не только запечатлевал рекорды любителей спорта, но и становился для них желанным подарком. Например, аппарат «Чайка», находящийся в коллекции, принадлежал известному сосновоборцу Валерию Басалаеву, который получил его в награду за бронзовую медаль на всероссийских гонках по мотогонкам на льду 1969 года (о том, что это именно та камера, свидетельствует дарственная надпись на корпусе фотоаппарата). Стоит отметить и тот факт, что камера была подарена Владимиру Федорову самим мотогонщиком, как и подавляющее число всей остальной техники, которую в коллекцию безвозмездно передают сосновоборцы. В ходе развития фототехники камеры становились все компактнее и проще в обращении. Сосновоборский собиратель, например, может продемонстрировать модель «Киев-30», который даже называли «шпионским» за то, что его легко можно было спрятать в ладони. «Лебединая песня» — И до сих пор одним из знаменитейших в мире остается наш фотоаппарат «ЛОМО-компакт», который получил широкую известность за простоту обращения и качество съемки,— говорит о следующем фотоаппарате Владимир Федоров. К серийному выпуску «ЛОМО-компакта» приступили в 1983 году на заводе «Ломо». На внутреннем рынке этот фотоаппарат пользовался большим спросом, а затем получил известность и за рубежом. В 90-х годах в мире даже появилось целое направление фотохудожников «ломографов». Особенность их состоит в том, что они носят свой фотоаппарат повсюду, снимают днем и ночью, очень быстро и, что называется, «от бедра», то есть не глядя в видоискатель. Подобные снимки можно делать благодаря большой глубине резкости объектива фотоаппарата. С его помощью делаются тысячи разнообразных снимков, из которых затем создаются причудливые красочные панно длиной несколько десятков метров. Сейчас это направление существует в 50 странах мира и включает в себя около 500 тысяч человек. Именно «ЛОМО-компакт» стал своеобразной вершиной и «лебединой песней» фотопроизводства в России. Разразившаяся в 90-е годы цифровая революция отодвинула более сложную в использовании фотоаппаратуру на второй план, так же как когда-то появившееся фото оттеснило на второй план живопись. И так же как живопись, такое фото может превратиться в настоящее искусство для настоящих ценителей, ведь не секрет, качество снимков на «доцифровых» фотоаппаратах далеко превосходит все возможности «цифры». — Цифровой фотоаппарат записывает градацию цвета на пиксельном уровне, а пленочный — на молекулярном. Представляете, насколько качество таких снимков выше? — подчеркивает Владимир Федоров, а затем добавляет: А кроме прочего, могу с уверенностью сказать: дело не только в молекулах — на профессиональных фотографиях, сделанных с помощью действительно хорошей техники, можно увидеть душу человека! Стоит отметить, что именно такие живые свидетельства прошедшего времени, проходя сквозь время, становятся самыми интересными экспонатами музеев. Сейчас неплохая коллекция фототехники сохраняется энтузиастом в хороших условиях, но что будет с нею в будущем? Может быть, пока еще не поздно, можно создать в Сосновом Бору условия для сохранения этой души фотографии?
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика