Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Какова реальная опасность строительства подземного радиоактивного могильника?

20.12.2012  -  00:00

Строительство пункта захоронения радиоактивных отходов намечено на территории бывшего Ленспецкомбината (ныне — ФГУП «Рос РАО»). Сегодня мы публикуем мнение по этому вопросу специалиста в области биолокации Владислава Голенецкого.

Биолокация — чисто практическое занятие на грани между наукой и искусством. Её методы используются человечеством уже многие века, но до сих пор не имеют достаточного научного обоснования и признания. Тем не менее за тридцать лет существования в Сосновом Бору Школы биолокации по рекомендациям наших специалистов успешно пробурены десятки скважин и вырыты сотни колодцев с чистой питьевой водой.
Итак, что же находится под землёй в районе намеченного строительства подземного хранилища по данным биолокации?
До глубины примерно 20 метров — это «слоёный пирог» из нескольких водоносов, расположенных в дельте большой древней палеореки. Вдоль её долины до сих пор текут 2 небольшие подземные речки, огибая территорию намеченного строительства с севера и юга (см. схему разреза).
 Ниже находятся более прочные котлинские глины, в которых и собираются прокладывать тоннель хранилища. А под ними — огромное подземное море, образованное растаявшим ледником. Вода в нём находится под давлением, пока ещё гарантирующим стабильность вышележащих слоёв глин.
Но в настоящее время уже ведётся забор воды из этого источника. Стоимость скважины на такую глубину составляет около 500 тысяч рублей, и многие вполне могут себе это позволить. А ведь не за горами подземное водоснабжение Соснового Бора и ЛАЭС-2.
За 300 лет, на которые рассчитано хранилище, водозабор из всех 7 подземных водоносов Ижорского плато возрастёт в десятки раз — поэтому подвижки глин неизбежны. И если для строений на поверхности это не так уж и страшно, то для подземных сооружений, как мы уже видели на примере питерского метро, это может привести к непоправимым последствиям.
Да и верхний водонос создаст массу проблем. Любое крупное строительство в этих пластах (как, например, ЛАЭС-2) требует осушения котлованов, что приводит к нарушению водообмена в водоносных слоях и опять же — к проседанию фундаментов зданий.
Конечно, привлекает дешевизна: готовая инфраструктура, да и прокладывать тоннели (а я думаю, одним не ограничится, если первый будет построен) в глинах легче, чем, скажем, в карельских гранитах. Но за дешёвое, как мы уже много раз убеждались, в ядерной энергетике скупой платит дважды.
Давно пора понять, что дешевизна атомной электроэнергии — миф. Затраты на ликвидацию аварий, консервацию и захоронение ядерного мусора в сотни раз превышают полученную сиюминутную прибыль и создают массу проблем для наших потомков. Так давайте хоть хранилища строить в сейсмоустойчивых местах!
На мой взгляд, вообще было безумием строить ядерные объекты на берегу Финского залива. Ведь известно, что под Балтийским морем проходит глобальный тектонический разлом. Балтийский щит неуклонно наползает на Русскую плиту — землетрясения в 1–2 балла происходят у нас каждый год.
А ведь многие сосновоборцы ещё помнят землетрясение 1976 года, когда даже люстры в комнатах качались. Подвижки происходили по Гдовскому, Псковскому и Ильменскому разломам. Центр землетрясения находился всего в 170 км от Соснового Бора — в районе острова Осмуссар. Магнитуда составила 4,7 с интенсивностью в 6-7 баллов. Слава богу, что тогда временное хранилище отработанного топлива ЛАЭС ещё не существовало!
В тот раз обошлось, а что может произойти в течение 300 лет, на которые рассчитана эксплуатация хранилища, — никому не известно. Да, все 8 блоков АЭС и НИТИ стоят на относительно большой тектонической плите, но внутри неё проходят не такие глобальные, но, тем не менее, опасные своей «рассеянной сейсмичностью» местные разломы. Два из них пересекаются как раз в районе намеченного строительства подземного хранилища (см. прилагаемую карту).
 Давайте представим наихудший из возможных вариантов. Допустим, что при прокладке шахты хранилища или при бурении скважин для водозабора питьевой воды происходит землетрясение, вызывающее глобальное вскрытие горизонта подземного моря. Давление под пластами глины резко падает, и все 6 работающих реакторов вместе с градирнями и хранилищем отработанного топлива падают как фишки домино. Это будет уже не балтийская, а «общеевропейская Фукусима» с непредсказуемыми последствиями!
Призываю всех сосновоборцев прийти на публичные слушания по строительству очередного могильника на нашей сосновоборской земле и сказать своё решительное «нет»!

В. Голенецкий

* * *

От редакции. Напоминаем, что слушания по ПЗРО перенесены на 2013-й год

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика