Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Крыша для культуры. 45 лет назад, 19 апреля 1974 года, распахнул свои двери ДК «Строитель»

Анатолий Стаселько
18.04.2019  -  11:27

Михаил Рафаилов
Михаил Рафаилов

До лучших времен

О нашем городе, своеобразии его жилой застройки, о детском игровом комплексе Андерсенград сказано и написано немало.
Всем этим по праву гордимся мы, его жители, восхищаются гости Соснового Бора.
Но при этом стыдливо умалчиваем, что в отличие от других городов Средмаша даже сейчас, более полувека спустя после начала его строительства, в Сосновом Бору нет многих объектов, которые принято называть соцкультбытом.
На протяжении нескольких десятилетий город не имел гостиницы при наличии проекта и пятна застройки. Не были построены Дворец пионеров и Детская музыкальная школа. Правда, ее отсутствие компенсировала «Балтика». Но в ней по настоящее время продолжаются строительные работы, в которых не было бы необходимости, если бы «Балтика» располагалась в типовом, а не приспособленном здании.
Но особо показательна история строительства Дворца культуры. 1973–1974 годы — время напряженного труда коллектива на 1 и 2 энергоблоках ЛАЭС, других важнейших предприятиях, городских объектах. Учитывая это, а также близость Соснового Бора к культурной столице страны и другие причины, министерство не включало Дворец культуры в титульный список, а без этого не выделялись капвложения на строительство объекта.
Между тем отсутствие Дворца культуры с каждым годом ощущалось все острее. И нужно отдать должное начальнику СУС В. Латию, который под свою ответственность начал строить, если верить проекту, не Дворец культуры, а ЗСК — зрелищно-спортивный комплекс. Причем строили его хозспособом.
Строители помнят, что это было такое в те времена. Экономили все и везде, где только было можно. Сократили размеры сцены, ограничились минимумом помещений для занятий и репетиций. А главное — отложили до лучших времен строительство киноконцертного зала на 700 мест. С тех пор прошло более полувека. Стали большими деревья, которые выросли на территории, зарезервированной для строительства зала. Однако его нет до сих пор. Впрочем, все это было потом, а тогда, в тот памятный день 19 апреля 1974 года, строители передали символический ключ от Дворца культуры (без всяких ЗСК) его директору Михаилу Рафаиловичу Рафаилову.

Первый директор

Он родился в 1923 году в Симферополе. Однако его детство прошло в Казани, куда переехала их семья. Творческие наклонности у Миши Рафаилова проявились рано. В общеобразовательной школе он организовал пионерский ансамбль песни и пляски, а в музыкальной учился по классу кларнета.
Но грянула война. Школьный класс пришлось сменить на цех номерного завода, эвакуированного из Ленинграда. Профессия — оптик-полировщик.
Обстановка на фронтах требовала постоянного пополнения действующей армии. Дошла очередь и до родившихся в 1923 году. Военные историки утверждают, что именно к этим юношам военный каток был наиболее беспощаден. В процентном отношении их погибло больше, чем в других возрастных категориях. К Михаилу Рафаиловичу судьба оказалась более благосклонной, чем для многих его ровесников. Да, он был тяжело ранен, не избежал госпитальной койки, но вернулся в строй. Воевал на Калининском, 2 Прибалтийском, 1 Белорусском фронтах. Войну закончил в Берлине, но никогда не выпячивал этот факт своей фронтовой биографии.
Культурный фронт… Это словосочетание часто употреблялось в послевоенные годы. Бойцом этого фронта стал и М. Рафаилов. Причем отнюдь не рядовым. К природным способностям он добавил фундаментальную теоретическую подготовку, пройдя курс обучения в высшей школе ВЦСПС и закончив ее с красным дипломом.
Кстати сказать, в этой школе одновременно с Рафаиловым учился и Н. Фомичев. В будущем — первый начальник отдела культуры исполкома горсовета нашего города. Пройдут годы, и они встретятся в Сосновом Бору как старые знакомые. И именно им предстояло заложить основы всего того, что в дальнейшем стало обычным и естественным для высокопрофессиональных учреждений культуры Соснового Бора.
В наш город Михаил Рафаилович приехал в марте 1974 года. А пригласила его возглавить долгожданный очаг культуры председатель постройкома СУС М. Коледёнкова— она знала Рафаилова по совместной работе в Сибири. Теперь, с высоты прошедших 45 лет, можно с полным правом сказать, что Мария Степановна в сделанном выборе не ошиблась.
Это про таких, каким был Рафаилов, в народе говорят: не место красит человека, а человек место. Трудно даже перечислить все, что он умел и делал.
Михаил Рафаилович организовывал вечера трудовой славы предприятий города, торжественно-траурные церемонии, посвященные Дню Победы, и встречи ветеранов Ораниенбаумского плацдарма. Причем каждый год в эти, ставшие традиционными мероприятия, он вносил что- то новое, оригинальное.
Он мог запросто разыграть мизансцену, показать танцевальное «па» и провести вечер на молодежной дискотеке «Салют». Но при этом помнил народную мудрость, что один в поле не воин. Будь Михаил Рафаилович даже семи пядей во лбу, он не смог бы сделать ДК «Строителей» культурным центром нашего города, если бы не коллектив единомышленников, которые его окружали. Впрочем, не будем забывать, что этот коллектив он тоже создал сам.
В. Черногор, Л. И В. Столповских, Ю. Васькин… этот список легко продолжить. В те годы во Дворце культуры работали десятки студий, клубов, кружков, музыкальных коллективов.
Старожилы города до сих пор вспоминают выступление вокально-инструментального ансамбля «Красные Форты», который стал лауреатом 1 всесоюзного фестиваля. Детская хоровая студия «Балтика» проехала с концертом пол Союза — от Таллина до Тбилиси. Без преувеличения событием в культурной жизни города стал спектакль «Утиная охота» по пьесе А. Вампилова. А кроме названых, успешно выступали ансамбль классической гитары и духовой оркестр. На многих выставках выставлялись фотоснимки членов клуба «Протон». Клуб книголюбов объединил сотни сосновоборцев, а энтузиасты из клуба «Творчество» выступали инициаторами открытия в городе детской Художественной школы.
Желанными гостями Дворца культуры были не только артисты ведущих театров Ленинграда, но и Большого театра СССР. На сцене ДК выступали М. Дудин и Д. Гранин, поэт Евгений Евтушенко, певцы Эдита Пьеха и Эдуард Хиль.
Перечисленное (а названо далеко не всё) дает представление о том, чем был и как работал ДК «Строитель», когда его директором был Михаил Рафаилович Рафаилов. К его фронтовым наградам, в числе которых две медали «За боевые заслуги», в мирные годы добавился орден «Знак Почёта». Не будем забывать, что в те годы работники культуры редко удостаивались орденов и медалей. Им присваивали почётные звания.
М. Рафаилов звания Заслуженный работник культуры РСФСР был удостоен в 1972 году. В 2003 году имя М. Рафаилова было занесено в книгу Славы города Сосновый Бор. В память о первом директоре ДК «Строитель» на здании Дворца установлена мемориальная доска.

Грядут перемены

Почти полвека отделяют нас от того дня, когда Дворец культуры «Строитель» впервые распахнул свои двери перед сосновоборцами. Но очень немногое изменилось за эти годы и в самом ДК, и на прилегающей к нему территории. И вот появился, образно говоря, свет в конце туннеля.
В этом году Сосновый Бор принимает участие во всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды. Город-победитель может получить до 100 миллионов рублей. Наиболее подходящей для участия в конкурсе территорией считается земельный участок вокруг ДК «Строитель». Уже разработан эскизный проект его комплексного благоустройства. Предусматривается реконструкция самого здания и создание пешеходной зоны. Будут устроены парковки, разворотные площадки для автобусов, реконструкция фонтана и специальное оформление перед ДК.
Не будем сейчас гадать, станет ли сосновоборский проект победителем всероссийского конкурса. Но очень хочется, чтобы все, что им предусмотрено, воплотилось в жизнь, а не было отложено до лучших времен, как это произошло с киноконцертным залом.

Руково­дители ДК «Строитель»:

С 1974 года — Заслуженный работник культуры РФ Михаил Рафаилов
С 1988 года — Заслуженный работник культуры РФ Владимир Долгополов
С 2017 года — Лауреат международных конкурсов Олег Безинских



P. S. Автор благодарит заведующую культурно-массовым отделом ДК «Строитель» Галину Александровну Айкину за помощь в подготовке публикации

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика