Как использовать ресурсы нацпроекта «Образование» с максимальной пользой — эта тема была основной на совещании, которое состоялось в минувший четверг в школе № 9. В нем приняли участие новый вице-губернатор Ленинградской области Олег Уткин, представители областного комитета образования, заместители глав администраций по социальным вопросам и председатели комитетов образования муниципальных образований области.
1 сентября учеников в школу приходит все меньше, а проблем у учителей все равно становится все больше. (Фото Юрия Шестернина)
Последние годы принесли в школу множество изменений. Образовательные учреждения получили экономическую самостоятельность; вводится независимый контроль знаний и новая форма экзамена — ЕГЭ; школы перестраиваются на профильное обучение. Одновременно реализуется национальный проект в сфере образования. И уже в этом году — вводится новая система оплаты труда. Внедрение всего этого связано с определенными проблемами.
О наиболее интересных вопросах, затронутых на совещании, мы попросили рассказать председателя городского комитета образования Марину Мехоношину.
— Почему не начинается оплата труда по новой системе и будут ли учителя получать больше?
— Что касается новой системы оплаты труда, то вопросов для нас, управленцев, пока больше, чем ответов. Т. Ведерникова — начальник планово-экономического отдела комитета общего и профессионального образования Ленобласти сообщила на заседании, что на сегодняшний день еще не разработаны до конца методические рекомендации, которые помогут руководителям и управленцам четко понять — по какому принципу будет происходить расчет заработной платы. В целом зарплата должна увеличиться от 30 до 40%. Когда будут на руках документы, тогда будет и полная ясность. Сегодня не от муниципальных комитетов образования и не от директоров школ зависит решение этого вопроса. Надеемся, что документы поступят в ближайшее время.
— Некоторые цифры по Сосновому Бору, озвученные на совещании, вызвали недоумение. Например, по неэффективности использования средств наш город оказался «в первых рядах» — прозвучала цифра 39,9%. Что это значит?
— Это о средствах, которые расходуются на выплату заработной платы нашим работникам. За этой цифрой стоит штатная обеспеченность наших образовательных учреждений. Фонд оплаты труда любой школы складывается из фонда оплаты труда педагогических работников и административно-хозяйственного персонала. Наши школы, в отличие от сельских,— большие, они просто несоизмеримы со многими в области. Поэтому требуется большое количество персонала для того, чтобы содержать их в чистоте и порядке, чтобы был нормально организован учебно-воспитательный процесс. В результате у нас штатное соотношение численности административно-хозяйственного и педагогического персонала 1,5-1,6, а область финансирует 1,43.
Это — самый больной вопрос, который сегодня вынуждены решать руководители образовательных учреждений, потому что нам предлагают сокращение ставки завуча, административно-хозяйственного персонала. Есть напряжение в коллективах, директорам школ предстоит очень сложная и непопулярная работа, потому что сокращение будет продолжаться.
Сегодня действует нормативно-подушевой принцип финансирования, а число учащихся снижается. Но мыто прекрасно понимаем, что город бурно развивается, что у нас будет большая стройка, приедут специалисты с семьями, и потребность в детских садах и школах будет вновь расти. Закрывать школы сегодня недальновидно и нецелесообразно. Но искать выход надо. Значит, придется более эффективно использовать наши площади, что-то выводить из учебного процесса. Каждая школа должна оптимизировать свои расходы.
— Говорят, что в этом году станет обязательной сдача ЕГЭ не только по русскому языку, но и по математике. Так ли это?
— 26 сентября прошло заседание коллегии комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Накануне очень бурно обсуждался вопрос о введении обязательного ЕГЭ по математике. Но коллегия решила так: обязательным остается экзамен по русскому языку. А по выбору перечень предметов расширяется и он таков: математика, биология, иностранный язык, история, физика, обществознание, география.
Цифры
• 213 учащихся в Ленинградской области были отчислены из школ в прошлом учебном году (пятеро из них — в Сосновом Бору)