Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Мозаика — как гимн свету и оптике

Живопись из смальты в Сосновом Бору получила вторую жизнь

22.07.2017  -  11:00

41 год назад, в 1974 году, на фасаде здания филиала Государственного оптического института имени С. И. Вавилова (ГОИ) появилось великолепное мозаичное панно из смальты и (частично) из керамической плитки, увидеть которое могли все жители Соснового Бора и гости нашего города.

Мозаика — как гимн свету и оптике
Мозаика — как гимн свету и оптике
Тогда же на здании была создана и вторая мозаичная картина, но ею любовались только сотрудники, с территории института.

Автор мозаик, выполненных по правительственному заказу — известный художник-монументалист Владимир Хвостик, который в этом году отметил свое 75‑летие.
В те давние годы ему, лишь в 1973 году ставшему членом Союза художников СССР, в монтаже мозаик помогали молодые научные сотрудники недавно открывшегося института.
Стоит напомнить, что в 70‑е годы Владимир Леонидович создал еще одну монументальную работу, которая несколько десятилетий была в числе символов города — огромную, на 240 квадратных метров, мозаику на фасаде ЛАЭС. Однако сейчас, в начале 21 века, в Сосновом Бору мозаичные панно можно увидеть лишь на стенах административного здания НИИ ОЭП (так ныне называется филиал ГОИ). Институт не просто сохранил эти уникальные картины из смальты, но и нашел возможность привести их в порядок. Работы по реставрации утраченных участков были проведены этой осенью. Не так давно строительные леса были сняты. И теперь, в Международный год света и световых технологий (а именно таковым объявлен 2015‑й год в соответствии с решением ООН) уникальные мозаики по прежнему радуют нас и придают неповторимость облику города.


Справка
Владимир Леонидович Хвостик
В настоящее время является членом Союза художников России, член-корреспондентом Академии гумманитарных наук, профессором живописи и рисования, ректором «Международного института искусств».
Среди его работ: витражи на станции метро «Чкаловская» и в Военно-Морской Академии им. Н. Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге, мозаика в геологическом музее в Миассе, росписи в Сясьстрое, Переславле-Залес­ском, Санкт-Петербурге. Владимир Хвостик участвовал во многих международных выставках, его картины приобретены галереями разных городов за рубежом и в России, в том числе — Русским музеем в Санкт-Петербурге.

На панно с внутренней стороны административного корпуса изображены выдающиеся ученые, внесшие основополагающий вклад в становление и развитие оптики как науки, а также советские учёные: основатель (1918 г.) и первый директор ГОИ Дмитрий Рождественский и Сергей Вавилов, многолетний научный руководитель оптического института.

1. Платон (428 или 427 до н.э. — 348 или 347 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. В школе Платона были сформулированы два важнейших закона геометрической оптики — прямолинейность лучей света и равенство углов их падения и отражения («Катоптрика»).
2. Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания. Родоначальник точной оптики как науки, создатель телескопа, зрительной трубы, микроскопа.
3. Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель, изложил в «Диоптрике» точные законы преломления света, рассмотрел вопросы, связанные с созданием и развитием теории построения оптических систем, изучил механизм зрения и средства его улучшения, вывел форму линзы, обеспечивающую коррекцию сферических аберраций. Пионер в области изготовления асферических линз.
4. Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик, математик, механик и астроном. Открыл и исследовал целый ряд оптических явлений (дисперсия света, теория интерференционных колец, интерференция света в тонких пластинах, дифракция, поляризация и др.), создав основы физической оптики как науки. Предложил корпускулярную теорию света. Изобрёл зеркальный телескоп-рефлектор, обеспечивающий увеличение до 1200 раз.
5. Христиан Гюйгенс (1629-1695) — голландский физик, механик, математик и астроном. Заложил основы волновой теории света, сформулировал принцип распространения световых волн. Открыл явление поляризации света и объяснил двойное лучепреломление.
6. Д. С. Рождественский (1876-1940) — русский и советский физик, основатель ГОИ, один из организаторов оптической промышленности в СССР, академик АН СССР.
7. С. И. Вавилов (1891-1951) — советский физик, основатель школы физической оптики в СССР, академик и президент Академии наук СССР. Научный руководитель ГОИ в 1932—1945 гг. Заложил основы нелинейной оптики и микрооптики.


Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы ввек хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц;
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
«Письмо о пользе стекла» Михаил Ломоносов


Смальта — цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки. История российской смальты тесно связана с нашими краями. В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальты для России. Поставив в течение трех лет более 4 тысяч опытов, Ломоносов нашел способ получать смальту практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица он построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

Встречая на рассвете и провожая на закате

Реставрация двух мозаичных панно на фасадах административного корпуса научно-исследовательского института оптико-электронного приборостроения — это прекрасный подарок к 46‑летию института. Два панно из смальты, площадью свыше 75 квадратных метров каждое, символизирующие всепроникающее величие и красоту оптики — науки о свете, стали уникальной и многокрасочной «визитной карточкой» предприятия всего через несколько лет после его открытия в 1969 году.
Много лет искрящиеся в солнечную погоду всеми цветами радуги мозаики радовали сотрудников института, встречая их по утрам и провожая по вечерам. Но шло время, и хотя смальту и называют вечной живописью из-за невероятной стойкости к воздействию времени, высокая влажность, балтийские ветры и, видимо, не самые качественные материалы, скрепляющие кусочки смальты с основой, привели к осыпанию и утрате фрагментов мозаики (до 20%), образованию пустот и отслоений, разрушению цементных швов. Однако и автор работ, и другие петербургские эксперты, обследовав оба панно, пришли к выводу: реставрация возможна.
Все, кто волновался за судьбу мозаик, помнили о судьбе панно на фасаде ЛАЭС и понимали, что путь от возможности реставрации до её реализации весьма тернист. Восстановительные работы из-за их трудоёмкости и сложности не могут стоить дёшево. К примеру, недавняя реставрация двух равновеликих нашим мозаичных панно на фасаде музея-панорамы «Бородинская битва» в Москве обошлась почти в 7 миллионов рублей.
К чести НИИ ОЭП, руководит которым сегодня генеральный директор Игорь Ловчий, ситуация развивалась по оптимистическому сценарию. Руководство института, исходя из художественной и исторической ценности мозаик и учитывая мнение коллектива, нашло возможность реставрировать панно.
По просьбе дирекции координатором работ выступил ветеран труда института, известный в городе художник и искусствовед Юрий Иваненко. Юрий Михайлович организовал подготовку детального проекта реставрации, насчитывающего около 15 технологических операций, привлёк к работе опытных художников‑монументалистов и мастеров‑мозаичистов.
Три месяца реставраторы кропотливо трудились над восстановлением мозаик, в чём им всемерно помогали инженерные службы института (главный инженер — Павел Дундин).
Сотрудники института с интересом наблюдали за процессом возрождения мозаик, которые после финишной очистки поверхности стали ещё более нарядными и праздничными.
При взгляде на них на память приходит крылатое выражение: «Искусство вечно, жизнь коротка». Впрочем, бытует и другая мудрость: «Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».
Активное участие в поддержке проекта реставрации мозаик принял старший научный сотрудник Михаил Свечников. Редакция благодарит его также за большую помощь в подготовке материала.

Реставраторы

Реставрационные работы осуществил коллектив худож­ни­ков‑монумента­листов, имеющих значительный опыт выполнения и реставрации мозаик, большинство из них — члены Союза художников России.
Общее руководство вел О.П. Костенко, главным художником реставрации панно был А.С. Геращенко, бригаду реставраторов возглавлял Е.Г. Андрусенко, с большой ответственностью и высоким мастерством работу выполнили мастера мозаичного искусства Л.Г. Анкудинова, А.М. Лащинин, А.С. Лойко, А.Ю. Сулимова, Д.Ю. Помаскин, организационную подготовку договора с институтом и его сопровождение вела И.В. Тихонова.
Было проведено множество работ, в том числе: подбор палитры и изготовление смальты в мастерских Академии художеств, подготовка поверхности под новый набор, удаление старого цемента из швов, заполнение пустот специальным клеевым раствором, набор мозаики и т. д.

2f4Y0NCAV38.jpg
Слева направо: А. Лойко, Е. Андрусенко, Л. Анкундинова, Д. Помаскин и А. Лащинин



Д. Помаскин и Е. Андрусенко за работой

Подготовила Нина Князева



  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика