Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает грехи»

Как дыхание войны столетней давности коснулось и наших окрестностей

09.09.2014  -  00:00

Сто лет — это много для человека. Нам кажется, что сто лет назад мир был совсем иным. Ведь в нем не было многого из того, без чего мы сейчас просто не представляем свою жизнь. Не было мобильных телефонов и компьютеров, и телевидения еще не было, да и радио для многих было в новинку.



И первая мировая еще только-только разгоралась. И никто еще не знал, как долго она протянется и каких жертв потребует. Наши земляки называли ее тогда, в начале 20 века, «Великой войной» или «Германской» или даже «Второй Отечественной» (первой тогда считали войну 1812 года). Позднее, в советские времена, ее назвали империалистической и постарались забыть.
Но память не стирается. И вдруг узнаешь, что дед твоей знакомой был награжден «Георгиевским» крестом за храбрость в той далекой войне. А твоего собственного деда не взяли на нее по молодости лет. И во время первой мировой он, подросток, работал в крестьянском хозяйстве, как взрослый. А ведь это так недалеко... Ведь это всего-навсего родители твоих родителей.
И та давняя полузабытая война вдруг приближается и хочется вглядеться в прошлое и рассмотреть его подробности. Такое ощущение приходит ко многим с возрастом. Особенно, когда вдруг случайно узнаешь что-то о своей семье. И давно ушедшие, незнакомые представители старшего поколения предстают живыми и молодыми.

Записная книжка деда

Случайно найденная записная книжка способна поднять целый пласт прошлого. Именно из такой старой книжки сосновоборец Сергей Комиссаров узнал о том, что его дед по материнской линии, Алексей Дунаев, оказывается, воевал на первой мировой. История, ожившая на пожелтевших страничках, заинтересовала и нас. Ведь она — отражение нашей общей истории.
Алексея Васильевича призвали на ту войну в августе 1916 года в возрасте 32 лет. Он оставил дом в деревне, жену Агафию и пятерых детей и ушел воевать. Поразительно, но хата, которую покидал он 98 лет назад, стоит в Новослободке Курской области до сих пор, и до сих пор живут там его потомки.

Записи в дневнике крестьянина Алексея Дунаева поражают грамотностью и четким красивым почерком. Недаром он получил свидетельство об окончании 4-классного училища — с «отличием».
Он пишет коротко, но о важном для себя, а также о значительных для страны событиях. Вот перечисление населенных пунктов по пути на войну.
Вот приехал: «Служу въ 108 Дивизии 429 Пхотный Рижский Полкъ 8 рота 1 взводъ».
Вот уже фронтовая жизнь (дальше будем цитировать без «ятей»): «по дороге подверглись опасности аэроплана, брошено 2 бомбы»; «расположились в землянках и ходили на работу».
А вот он записывает сон, который, видимо, произвел большое впечатление: «Видел сон, видел мамашу. Мамаша сказала мне, что от тебя пахнет могилой и больше ничего не сказала и скрылась из виду...». Такой вот сон пришел к сидящему в окопах солдату Первой мировой в преддверии боев: «Утром я сел на первую линию окопов от противника...и с 3 часов начался артиллерийский бой и ружейный также из всех родов оружия: минометы, бомбометы, пулеметы и ручные гранаты...».

Алексей Васильевич попал в госпиталь и после нескольких переездов оказался в Москве. В столице он побывал в Кремле, Румянцевском музее, зоологическом саду — «очень много разнообразностей». Посетил храм Христа-спасителя, который произвел на солдата большое впечатление: «храм необыкновенной величины и красоты».

Первая мировая продолжалась, и довольно успешно в тот момент для России, но одновременно шла уже и революция. В дневнике отмечены ключевые события: «прочитан манифест в окопах. Смена Государя и Правительства». Приехав в отпуск с фронта домой, в деревню, Алексей Дунаев застает там новые времена, в которых все уже смешалось. Вот запись от 28 мая 1917 года. «В нашей деревне была манифестация с красными флагами, была отслужена панихида, затем молебен по героям за свободу».
Страшный сон в окопах на передовой не оказался вещим. Алексей Васильевич вернулся домой, воспитывал детей, выращивал фрукты и овощи. Он еще будет в 30–40 годы заниматься селекцией и писать письма Мичурину. Он еще переживет вторую мировую, в конце которой одна из его дочерей дойдет до Берлина. Он еще проживет много мирных лет. Но его судьба — из поколения, дважды смятого мировыми войнами.
А знаете, какая фраза написана на первой странице этой личной записной книжки солдата времен первой мировой? Она и сейчас так же актуальна, как сто лет назад.
Вот она: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи».

Яндекс.Метрика