Профессор кафедры региональной политики и политической географии СПбГУ поделился мыслями об итогах трехлетнего губернаторского срока Александра Дрозденко и о перспективах на будущее.
— Николай Маратович, прошло три года с того момента, как президент России назначил Александра Дрозденко губернатором. Можно подводить итоги? Давайте сегодня поговорим об экономике, это все-таки главное в оценке деятельности любой власти.— Три года — срок значимый. Это не какие-то «сто дней». Три года — это срок, за который можно многое сделать (или не сделать) и в экономике, и в политике. Однако итоги подводить, на мой взгляд, рано. У временно исполняющего обязанности губернатора есть еще четыре полноценных рабочих месяца, а у жителей Ленинградской области время сделать выбор. В любом случае, у Ленинградской области будет новый губернатор.
— А если жители проголосуют за Дрозденко?— Это будет новый губернатор. Дрозденко в 2012‑м году — выбор президента, а если Александр Юрьевич победит в 2015‑м году, то его выберет, а точнее — перевыберет, народ, а ведь «глас народа — глас божий». Выше доверия нет.
— Что это меняет?— Многое. Полномочия губернатора, его кресло, если угодно, зарплата останутся те же. Но тот, кто придет, сможет принимать жесткие решения. Легитимность губернаторской власти резко повысится. Добавлю также, что решения президента России и губернатора Ленинградской области позволяют на годы прекратить заезженные спекуляции на тему объединения города и области, идущие уже четверть века!
— Об экономике, что сделано и не сделано за три года в Ленинградской области?— Начнем с того, что в 2012 году никто не мог предполагать такой траектории развития мировой, а значит, и российской экономики. Все мы предполагали экономический рост, рассчитывали на завершение кризиса 2008 года и на годы стабильности. И уж, конечно, никто не предполагал, что наши экономические и политические отношения с крупнейшим партнером Европой вернутся к временам холодной войны.
Три года назад губернатор в одном из первых интервью подчеркивал уникальную роль транспортной инфраструктуры. Она никуда от нас не делась, даже расширилась и укрепилась, как и обещал губернатор. Однако объемы внешнеэкономических связей в западном направлении уменьшились. Опережающего роста транспортной инфраструктуры больше не будет, при этом больше внимания губернатор и правительство Ленобласти стали уделять средним и малым инновационным проектам. В Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года отмечено, что транспортно-логистический комплекс стал одним из ключевых секторов экономики для Ленинградской области, его доля в ВРП достигает 15 %. Это прекрасно, но теперь надо думать и о других секторах.
Внешнеторговый оборот области в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 13 % и составил 18,3 млрд. долларов. За 2014 год еще считают. Объем экспорта при этом сократился на 16 % (13,39 млрд. долларов), а объем импорта — на 4 %, (4,92 млрд. долларов). Снижение данных показателей обусловлено общемировой тенденцией и происходит вследствие экономической нестабильности в развитых и развивающихся странах. При этом следует отметить, что экспорт из Ленинградской области превышает импортные поставки в 2,7 раза. Ленинградская область и сегодня окно в Европу.
— Оппоненты критикуют Концепцию, пишут о том, что анализ плох, прогноз слаб…— Да, и еще говорят, что Ванга могла предсказывать на годы вперед, а экономический вице-губернатор нет. Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года была принята областным Законодательным собранием 6 июня 2013 года. Как доктор и профессор могу сказать, что все ориентиры были выбраны правильно. Другое дело, это вынужденные, тяжелые внешнеполитические решения, которые, увы, сказываются и на экономике. Кстати, именно поэтому «в помощь» Концепции была подготовлена и утверждена распоряжением губернатора Ленинградской области от 17 марта 2014 года «Программа‑12».
За последние три года области удалось добиться высоких показателей экономического роста, инвестировать значительные средства в развитие социальной и инженерной инфраструктуры, привлечь на территорию региона новые производства. Но теперь все это будет делать гораздо труднее. Как справедливо отметил губернатор — ресурсы экстенсивного роста заканчиваются.
— Мы с вами в конце прошлого года говорили о международных рейтингах Ленобласти. Тогда они выглядели так: долгосрочные рейтинги Ленобласти в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-», национальный долгосрочный рейтинг на уровне «AA+ (rus)», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «F3». Прогноз по рейтингам — «Стабильный».— Ситуация практически не изменилась. Это говорит о том, что социально-экономическое развитие Ленинградской области в целом успешно, управление эффективно, опасного дефицита бюджета и проблемы государственного (регионального) долга нет. Мнение лондонских офисных экспертов мы должны учитывать. Хороший рейтинг — идут инвестиции. Плохой — нет.
— Николай Маратович, вы убедили в том, что в экономике области есть положительные сдвиги. Но как у нас с инновациями? Недавно вышло распоряжение правительства РФ «Об утверждении плана реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», там прямо сказано то, что для нас это приоритет.— Проблема в том, что мы не очень понимаем, что такое инновации. К примеру, инновация — это и новые подходы к развитию для традиционных производств. Именно так к инновациям подходят финны. Новый способ переработки опилок — это вполне инновация. Развитие малого и среднего бизнеса — не только норма, но в идеале тоже может быть инновацией. Привлечь инвестиции, высококвалифицированные кадры, современные технологии без оригинального инновационного подхода сегодня трудно, скорее всего, невозможно.
— Еще вопрос: как область выполняет майские указы президента России?— Область вновь вошла в ТОП‑10 лучших субъектов федерации по реализации «майских указов» президента России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По мнению экспертов компании «Медиалогия», Ленобласть — в числе лидеров и занимает седьмое место во всероссийском рейтинге.
— Может сложиться впечатление о том, что у нас в области нет экономических проблем. Наверное, это не так?— Если в какой-либо стране или регионе руководство считает, что нет проблем в экономике, значит, пора таких руководителей менять. Другой вопрос, каков характер проблем? В какой степени они решаемы и все ли для этого сделано?
Проблемы очевидны. Во‑первых, падение инвестиционной активности в государственном и региональном масштабе. Во‑вторых, замкнутый круг, формирующийся из-за взаимного падения производства и потребления. В‑третьих, неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация.
С другой стороны, у губернатора и правительства области есть понимание ситуации, виденье положительных моментов. Умеренный оптимизм — так большинство экспертов оценивают перспективы Ленинградской области. Сегодня это немало.
Николай Петров* * *
Областная экономика в цифрах
Валовой региональный продукт в 2013 году — 725,2 млрд. руб., 2014 год — 792,5.
Прогноз на 2015 год — 864,8.
Реальные денежные доходы населения в % к предыдущему году
в 2013 году — 101,8 %, в 2014‑м — 100,3, прогноз на 2015 год — 100,5.