Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

От мандата можно временно отказаться

13.09.2007  -  00:00

Принятый в мае 2005 года закон о выборах депутатов Госдумы принципиально меняет ситуацию. Чем же отличаются парламентские выборы-2007 от выборов, которые проходили в декабре 2003 года?

Глава ЦИК Владимир Чуров: в выборах депутатов Государственной Думы будут участвовать только партии. (Фото Виктора Васенина)
Глава ЦИК Владимир Чуров: в выборах депутатов Государственной Думы будут участвовать только партии. (Фото Виктора Васенина)
На самом деле отличий немало. Но сначала вспомним, что история Госдумы России возобновились в 1993 году. За места в Думе боролись избирательные объединения и отдельные кандидаты. Между ними и распределялись по итогам голосования депутатские мандаты: 225 народных избранников проходили в Думу по федеральным спискам избирательных объединений, 225 — от одномандатных округов.

Нынешние выборы будут во многом отличаться от предыдущих. Вот только 10 отличий.

1. Выборы будут проходить исключительно по пропорциональной системе. В стране останется только один Федеральный избирательный округ. Одномандатных округов не будет. Участвовать в борьбе смогут только партии. Победители разделят между собой все 450 депутатских мандатов. В 2003 году действовала смешанная система. Был один Федеральный округ и 225 одномандатных. К участию в выборах допускались партии, блоки партий (по федеральному избирательному округу) и отдельные кандидаты, выдвигаемые избирательными объединениями или выдвигавшие сами себя (по одномандатным округам).

2. Чтобы пройти в Думу, партия должна получить поддержку как минимум семи процентов избирателей, участвующих в голосовании.
В 2003 году на выборах в Госдуму достаточно было преодолеть пятипроцентный барьер.

3. Участвовать в распределении депутатских мандатов теперь должны как минимум два федеральных списка кандидатов. Если случится, что только одна партия наберет семь и более процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускается также и партия, идущая следом за победителем.
Такой же принцип действовал и на выборах 2003 года, но закон требовал, чтобы мандаты распределялись между тремя федеральными списками.

4. Каждая партия, допущенная к выборам, имеет право повести к заветным мандатам 600 своих кандидатов. Это максимум, что могут включать партийные списки.
В 2003 году партиям разрешалось включать в свои кандидатские списки не более 270 человек.

5. Законодатели позаботились, чтобы интересы будущих депутатов выходили за пределы Садового кольца. Партийные списки требуется разделить на региональные группы, которые должны «охватить» если не всю территорию России, то большую ее часть. В партийном списке должно быть не меньше 80 региональных групп.
На выборах 2003 года достаточно было сформировать из кандидатов семь региональных групп.

6. В общефедеральной, центральной части списка должно быть не более трех фамилий.
В 2003 году во главе партийного списка могла стоять группа из 18 кандидатов.

7. Теперь партии могут включать в свои федеральные списки только своих членов и беспартийных депутатов.
На выборах 2003 года в списки допускались и члены других партий.

8. Кандидаты из партийного списка, имеющие по итогам голосования право на думский мандат, но отказавшиеся от него, останутся в списке. И могут получить мандат позже, если полномочия кого-либо из депутатов, избранных от партии, по какой-то причине закончатся досрочно. Политические партии сами будут решать, кто из их избирательного списка займет место выбывшего. На прежних выборах «отказники» в Думу уже не возвращались. А на место выбывшего приходил очередник из списка. За этой процедурой следил ЦИК.

9. В декабре 2007 года избиратели уже не найдут в избирательных бюллетенях графу «против всех». Она исключена. Законодатели решили, что кандидат «против всех» мешает осознанному волеизъявлению избирателей
На думских выборах-2003 против всех проголосовали 2 851 600 избирателей (4,7 процента).

10. Впервые на федеральных выборах не устанавливается минимальный порог явки.
В 2003 году выборы в Госдуму считались бы несостоявшимися, если в них приняло участие меньше 25 процентов избирателей.

«Российская газета», № 191
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика