Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Права отпускников: как получить медпомощь на отдыхе без лишних трат

22.07.2013  -  00:00

Врачи давно заметили, что солнце, которое обожает большинство отпускников, не только дарит загар, но и одновременно снижает иммунитет организма. В том числе из-за этого на отдыхе могут обостриться хронические болезни, цепляются новые инфекции. К тому же никто не отменял акклиматизацию на новом месте.Как оперативно и без лишних расходов получить медпомощь, если стало плохо вне дома — на даче или турбазе вдали от города, на южных курортах России или в заграничной поездке?

Права отпускников: как получить  медпомощь на отдыхе без лишних трат
Права отпускников: как получить медпомощь на отдыхе без лишних трат

Полис или кошелек

В интернете бродят страшилки: из-за изменений в правилах работы «cкорой», которые вступили в силу с начала этого года, получить бесплатную экстренную помощь теперь не так-то просто. Особенно если ты оказался на отдыхе, либо по другим причинам, в «чужом» регионе. Говорят, при себе надо иметь как минимум паспорт и полис ОМС (обязательного медицинского страхования). А если понадобится госпитализация, еще и платить придется. Насколько это соответствует законодательству?
Прежде всего уточним: то, что «скорая» переведена на финансирование из фонда ОМС, это и есть основное новшество. Однако на правовом положении пациентов данное нововведение никак не отразилось. В законодательстве нет правила, позволяющего сотрудникам службы 03 требовать у больного медицинский полис. Зато есть статья 35 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой гражданам бесплатно и безотлагательно оказывается скорая медпомощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Ни паспорт, ни — подчеркнем — полис не являются обязательными условиями получения такой помощи.
Также ни в одном из существующих норма­тивно-правовых актов не идет речь о возможности требовать деньги с граждан РФ за госпитализацию в больницу по «скорой». Но признаем: на практике встречаются злоупотребления, когда иногородним, в том числе приезжим в курортных городах, горожанам в дачных поселках местные работники 03 выдвигают условие: либо полис ОМС, либо деньги. А то и вовсе напрямую вымогают плату — мол, у нас на приезжих финансирование не рассчитано.

Как правильно себя вести

Пострадавшие жалуются на самые разные проявления «беспредела» со стороны «скорой». Вот несколько рекомендаций:
— Если вас пытаются «отфутболить» сразу при звонке — мол, бригада не приедет, поскольку нет полиса, не принимаются вызовы в дачную глушь, на пляж, в лес и т.п.— напомните диспетчеру об ответственности. Конкретнее, бездействие такого сотрудника подпадает под статьи 124 и 125 Уголовного кодекса (УК) РФ: «Неоказание помощи больному» и «Оставление пациента в опасности». Защитники прав пациентов отмечают: зачастую такой «ликбез» срабатывает, и долго ждать помощи не приходится.
— Также имейте в виду: если 03 ехать все же отказывается, вы вправе тут же набрать 02 (полицию) и попросить принять меры в связи с совершением преступлений, пре­дусмотренных статьями 124 и 125 УК РФ. Кстати, предварительно стоит озвучить ваше намерение связаться с 02. Это еще один весомый аргумент для дисциплинирования отдельных недобросовестных медиков.
— Если проблемы начались уже по прибытии бригады — врачи требуют полис, деньги, отказываются помогать и т.п.— тут же жалуйтесь диспетчеру, снова набрав 03. Не встретив понимания, применяйте тот же алгоритм, что и при первоначальном отказе.

Если печень шалит или зуб болит

Как мы уже упоминали, на отдыхе порой обостряются хронические болезни: те же заболевания печени из-за переедания либо обильных алкогольных возлияний; зуб может разныться и т.д. Дома в таких случаях мы обычно идем в районную поликлинику. Разумеется, бесплатно, предъявляя свой полис ОМС. А вот приехав в отпуск в «чужой» регион, многие не решаются заглядывать к врачам без денег: полис-то не местный, выдан по адресу постоянного проживания. Медики, в свою очередь, активно предлагают иногородним пациентам платные услуги, благо с января этого года правительство дало зеленый свет коммерческому здравоохранению в муниципальных медучреждениях (см. постановление правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006). Однако по закону в большинстве случаев у приболевших отпускников есть возможность сэкономить.
Запомните: исходя из статьи 16 закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», полис ОМС, выданный гражданину России, полноценно действует в любой точке страны независимо от того, в каком регионе он оформлен. Как говорится в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 16, на всей территории РФ пациенту гарантируется медпомощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования. Такая медпомощь включает диагностику и лечение подавляющего большинства наиболее распространенных заболеваний.
В то же время Правила оказания платных медицинских услуг содержат ограниченный перечень видов деятельности, за которую вправе брать деньги с пациентов муниципальные лечебные учреждения (пункт 7 Правил). В первую очередь, это прием больных, обращающихся анонимно, а также самостоятельно, без соответствующего направления: к примеру, когда пациент хочет побыстрее попасть напрямую к эндокринологу, минуя терапевта.
Также стоит иметь в виду, что в базовую программу обязательного медстрахования не попадают услуги по зубопротезированию и эстетическо-косметологические процедуры — скажем, удаление родинок и мозолей, если для этого нет медицинских показаний. 


Куда звонить, чтобы все прояснить

Чтобы уточнить, вписывается ли в рамки бесплатной медпомощи по полису ОМС та или иная процедура, которая вам необходима, проще всего позвонить в свою страховую компанию. Ее телефон указан в вашем медполисе. Как правило, у страховщиков работают круглосуточные «горячие линии», где консультируют клиентов-пациентов и оказывают содействие в защите их прав.
Далее, если в регистратуре поликлиники в «чужом» регионе с вас требуют деньги за медпомощь, положенную по полису бесплатно, юристы советуют первым делом сообщить об этом главврачу и попросить его принять меры для пресечения нарушения закона. Если не поможет — жалуйтесь на упомянутую «горячую линию» страховщика, а также в местный территориальный фонд обязательного медицинского страхования (телефон несложно найти в интернете).

Медстраховка за рубежом: решение проблем

О том, какие основные правила получения медпомощи по страховке важно знать выезжающим за рубеж, мы уже подробно рассказывали.
На практике самой тревожной для отпускников-путешественников оказывается ситуация, когда страховщик не обеспечивает своевременного оказания медпомощи. К примеру, диспетчер страховой компании просит подождать врача пару часов, а то и до утра, если приступ болезни случился глубокой ночью. Или же телефон страховщика вообще перестает отвечать.
В подобных случаях юристы советуют поступать следующим образом. Если время не терпит, срочно вызывайте врача самостоятельно — через reception отеля, обращайтесь в ближайшую клинику и т.д. Попросите обязательно указать в медицинском заключении, в какое время стало плохо пациенту, а также отметить серьезную угрозу здоровью и необходимость срочного получения медицинской помощи. При этом зафиксируйте факт безрезультатного обращения в страховую компанию. Для этого проще всего сделать звонок с мобильного телефона, а потом получить у оператора мобильной связи расшифровку.
Также сохраняйте документальные подтверждения всех расходов: если пришлось ехать в клинику на такси, за визит вызванного врача, назначенные им лекарства, проведенные процедуры и т.д. По возвращении предъявите все документы в страховую компанию вместе с заявлением. В нем потребуйте возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств страховщика: в первую очередь, отсутствием своевременной медпомощи, которую обязана была обеспечить страховая компания.

Анна Добрюха

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика