Принять ребенка, поверить в себя

Это необходимо, как бы порой ни было тяжело

15.05.2007  -  00:00

Ожидание ребенка... Это большая радость, большое счастье и большая ответственность. Все мы ждем, что наш малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет нам опорой. Ничего удивительного, что, ожидая ребенка, родители волнуются — каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями, для них это глубокое потрясение.

Вчера в «Надежде» прошел праздник, посвященный Дню семьи, где дети с родителями пели, танцевали, участвовали в конкурсах. Такие встречи очень нужны как самим детям, так и их родителям. Особенно, когда рядом такие неравнодушные взрослые. (Фото Ю. Викториновича)
Вчера в «Надежде» прошел праздник, посвященный Дню семьи, где дети с родителями пели, танцевали, участвовали в конкурсах. Такие встречи очень нужны как самим детям, так и их родителям. Особенно, когда рядом такие неравнодушные взрослые. (Фото Ю. Викториновича)

То, как родители справятся с суровой действительностью, крайне важно для благополучия не только ребенка, но и всей семьи. Не секрет, что родители испытывают к такому ребенку двоякие чувства: то они его любят так же, как могли бы любить здорового малыша, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок — желанный и любимый, но его нарушения неожиданны. Многие родители надеются на чудесное излечение и ищут все новых «особенных» врачей, целителей. Крайне досадно, что из-за этого посильное лечение и обучение откладывается, а ведь чем раньше начата реабилитация ребенка, тем лучше результаты работы специалистов с ним. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку либо перекладывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности медицинские и социальные службы.

А что же дети? Ведь родители мотивируют свое поведение благом для ребенка, но такая жизнь не вызывает радости ни у ребенка, ни у родителей.

Ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому,— чтобы его любили и признавали таким, каков он есть, со всеми его проблемами и трудностями. Признать ребенка — это значит установить с ним отношения, радостные для него и для семьи; только в этом случае малыш окажется в самой лучшей для его развития среде. И тогда он войдет в мир уверенным в себе и доброжелательным; ребенок именно такой, какой он есть — с двигательными нарушениями, а, может быть, и с нарушениями интеллекта,— будет социально адаптирован. Любому ребенку, здоровому или больному, во имя его будущего счастья и социального благополучия нужна счастливая и полноценная семья.

Для успешной адаптации ребенка к жизни в обществе необходимы следующие условия:

Родителям — не унывать, объединиться с близкими людьми, создать в семье атмосферу добра, внимания, теплых человеческих отношений, как бы порой тяжело ни было. Учиться просить о помощи и не отказываться, если ее кто-то предлагает. Не скрывать болезнь ребенка от друзей и родных — чем дальше, тем сложнее сказать правду. Стремитесь способствовать социальной адаптации малыша, ведь когда он вырастет, очень важную роль будет играть тот факт, как ребенок впишется в общество. Если у него будут друзья, если он сможет нормально жить и работать в обществе, активно отдыхать среди людей и участвовать в общественной жизни, он будет счастлив.

Специалистам — никоим образом нельзя унижать достоинство ребенка, стиль работы должен быть основан на принципах доброты, терпимости и сострадания; Окружающим — вести себя корректно по отношению к тем семьям, в которых растет ребенок с умственными, физическими ограничениями, не отталкивать этих людей от себя, ведь такое может случиться в каждой семье. Необходимо и своих детей воспитывать в духе помощи, участия, поддержки таких особых детей, принятия их как полноправных членов общества.

А главное для всех нас — постараться увидеть в ребенке его сохранную и здоровую часть и на этом строить помощь родительскую, профессиональную, человеческую.

Коллектив социально-медицинского и психолого-педагогического отделения центра «Надежда»

***

Телефоны для справок: 2-15-46 и 2-46-84

Комментарии

Загрузка комментариев...