Больше шести километров неиспользуемой железной дороги в Ломоносовском районе, которую когда-то хотели сделать маршрутом для ретро-поездов, разбирают на металлолом.
Печальный финал
То, что дорогу и платформу «Краснофлотск» начали демонтировать, местные жители заметили в конце февраля. Как объяснил «Маяку» председатель военно-исторического общества «Форт Красная Горка», историк-краевед Александр Сенотрусов, это — печальный, но логичный конец затянувшейся истории борьбы за исторический объект.
Ижорская военная железная дорога была построена еще в 1909 году и больше ста лет использовалась как для военных целей, так и для гражданских пассажирских поездов. В 2011 году по ней перестали ходить электрички в Краснофлотск, и встал вопрос, что же делать с 6,5 километрами путей. На какое-то время активистам удалось уговорить руководство военного арсенала, который располагается неподалеку, заключить договор с Октябрьской железной дорогой на хозяйственное обслуживание. Но спустя полгода договор расторгли, новый не заключили, и дорога стала ветшать.
Не все мечты сбываются
«Форт Красная Горка» вел переговоры с Центральным музеем железнодорожного транспорта по поводу того, чтобы превратить дорогу «Лебяжье-Краснофлотск» в один из выставочных объектов и пустить по нему ретро-поезда из коллекции музея. Музей отнесся к идее с энтузиазмом и начал искать финансирование. Но, видимо, не нашел, и теперь исторический объект с вековой историей стал заснеженными руинами. Здесь поставили вагончик с рабочими, которые постепенно разбирают конструкции.
Поразительный ответ
«Маяк» отправил запрос в Октябрьскую железную дорогу по поводу демонтажа путей и платформы «Краснофлотск». Мы спросили, по чьей инициативе был начат демонтаж дороги, а также о документах, согласно которым производятся работы на станции. Отдельный вопрос — что планируется делать с территорией дороги после окончания работ. Ответ пришел даже быстрее положенного законом срока — и то, что было в письме, мягко говоря, поражает.
«По вашему запросу сообщем следующее. В настоящее время Октябрьская железная дорога не производит каких-либо демонтажных работ на малодеятельной линии Лебяжье — Краснофлотск по причине её действующего статуса. Материалы верхнего строения пути (рельсовый путь) числятся на балансе Новгородской дистанции инфраструктуры. В 2018 году балансодержатель 8 раз обращался в правоохранительные органы РФ в связи с обнаруженными фактами хищения материалов верхнего строения неустановленными лицами».
Вопросов все больше
Исходя из этого письма, можно предположить, что демонтаж дороги ведется незаконно, и кто им занимается — неизвестно. Мы подготовили запросы и в Новгородскую дистанцию инфраструктуры (как неиспользуемая дорога в Ленинградской области оказалась на ее балансе — вопрос отдельный) и в управление транспортной полиции по Ленинградской области. Также, как стало известно «Маяку», не было распоряжений о демонтаже рельсов — речь шла только о платформе «Краснофлостк». Ее должны были разобрать к 18 марта, после чего рабочие бы начали демонтировать станцию «Красная горка». Но процесс пока остановился: половина платформы и опоры все еще на месте.
Ценные артефакты
На платформе «Краснофлотск» хранится фрагмент уникального бронебетонного вагона — их со времен Великой отечественной войны практически не осталось. В здании станции есть красивая изразцовая печь, а на рельсах более чем столетней давности сохранилась дата производства — еще до революции — и штамп производителя. То, что для кого-то — лишь куски камня и металла, для музея форта «Красная горка» — настоящие сокровища, хранящие историю окрестных земель.
Есть надежда
Александр Сенотрусов уверен: хотя уничтожение дороги остановить уже не получится, ей можно дать новую жизнь. В Лебяжье есть старая улица вдоль Финского залива, которая связывает несколько деревень с большим миром. Она проходит у самого обрыва, больше 20 метров в высоту, до края — всего полтора метра, и неизвестно, как скоро она может обрушиться в воду. А у Ижорской железной дороги есть хорошая, крепкая насыпь и удобное расположение, и ее вполне можно превратить в новую улицу, которая будет связывать отдаленные населенные пункты с областной трассой.
«Маяк» продолжает следить за этой историей.