Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

«Самое главное — у нас под ногами» История бронепоездов «Балтиец» и «За Родину» — в артефактах Ижорской железной дороги

Людмила Цупко
09.05.2019  -  10:41

Исследователи продолжают изучать Великую Отечественную войну, рассматривать мельчайшие детали, собирать по крупицам время, когда отцы, деды и прадеды ныне живущих всеми силами защищали то, что было им дорого. Мы хотим рассказать об одном небольшом моменте военного времени, который доказывает, что в чрезвычайных условиях человеческий мозг способен на крайне нестандартные и при этом крайне эффективные решения. Речь пойдет о бетонных вагонах артиллерийских бронепоездов.

Бронепоезд «Балтиец». Лебяжье, Ленинградская область
Бронепоезд «Балтиец». Лебяжье, Ленинградская область

Вынужденная мера 

Можно спросить: «Да кто строит вагоны из бетона?». Ответ прост: русские строят. Когда на кону — жизни их родных и близких, а еще целого русского народа, ставшего жертвой небывалого вероломства, и когда в стране острейший недостаток броневой стали.
В паре сотен метров от платформы «Краснофлотск», ныне разрушенной, лежат две больших плиты, засыпанные мусором — это и есть стенки тех самых бронебетонных вагонов. Не больше 8 миллиметров броневой стали — защитит разве что от пули, но точно не от снаряда — и 10 сантиметров укрепленного арматурой бетона, который в отчаянное время взял на себя основную броневую способность.
— Аналогов подобного строительства в мире не было, — рассказывает историк, сотрудник музея «Форт Красная Горка» Александр Сенотрусов. — Осенью 1941 года восстанавливаются два разрушенных бронепоезда латвийской армии: № 7, который назовут «За Родину», и № 8 — «Балтиец». Они пришли из Прибалтики совершенно разбитые. И тогда конструкторы пошли на эту технологию с использованием бетона и стали.

Новый музей 
9 мая в 14:00 на форту Красная Горка состоится открытие Лебяжьенского краеведческого музея. Гостей ждет не только занимательный рассказ об экспозициях, но и праздничный концерт и угощения. Место проведения: бывший городок МЧС, форт Красная Горка.


Александр Сенотрусов: «8 миллиметров стали и 10 см бетона — аналогов в мире не было»

Работа на совесть 

После тяжелых боев в Латвии поезда № 7 и № 8 пришли в Ленинград. По воспоминаниям очевидцев, «семерка» была в плохом состоянии, от команды осталось всего 9 человек — остальные все погибли. Поезда необходимо было восстановить, снабдить орудиями, набрать экипаж и снова пустить в бой, и все это — в кратчайшие сроки, ведь враг был очень близко.
Ремонтом занимались механики в районе форта Красная Горка. Над поездом № 7, как самым разбитым, работали всем миром; об этом рассказывает Александр Ефимьев в книге «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945»: «Рабочие Ленинградского металлического завода обязались нарезать броневые листы. Артиллеристы с форта „Красная Горка“ обещали подремонтировать старые орудия, которые были у них на примете. В порту Ораниенбаум обнаружили цемент для усиления тонких двойных перегородок на бортах…». Будущего «Балтийца» тоже привели в порядок и пустили в бой. В дальнейшем бронепоезда защищали Ораниенбумский плацдарм так долго, как это было необходимо.

Сокровища Красно­флотска 

В январе 1944 года Ораниенбаумский плацдарм перестанет существовать, выполнив свою боевую задачу. Последние сражения с финнами, в которых участвовали «Балтиец» и «За Родину», прошли в июле-августе 1944 года, после чего оба бронепоезда были разобраны на металлолом. Об их славной истории сейчас напоминают только архивные фото и видео, а еще две больших плиты странной формы — стенки вагонов. За них «Форт Красная Горка» бьется уже далеко не первый год, а еще на них то и дело покушаются из-за стальной брони.
— У нас сейчас есть срочная нужда переместить стенку броневагона к нашим артиллерийским транспортерам у форта, — рассказывает Александр Сенотрусов. — Нужно, чтобы вот это вынужденное искусство жесткого военного времени 1941 года было показано людям. Лежавший сверху другой борт с надписью «в музей» уже разрезали… Сейчас, когда железная дорога приступила к ликвидации станции, самое главное — у нас под ногами. Это будет позор и стыд, если мы не сможем их спасти.

Справка

Бронепоезд «Балтиец» 

Летом 1941 года бронепоезд латвийской армии № 8 прибыл в Ленинград, чтобы, пройдя горнило ожесточенных боев, стать поездом «Балтиец». К осени того же года он был восстановлен и укомплектован до боевой готовности. Он состоял из паровоза с двумя платформами и четырех бронеплощадок, имел на вооружении 18 орудий и пулеметов разных моделей и калибров. Позже на него установили пушку, снятую с крейсера «Аврора».
Командиром бронепоезда был назначен опытный артиллерист капитан Владимир Стукалов, комиссаром — старший политрук Владимир Аблин. В 1941 году в состав команды «Балтийца» входило около 100 добровольцев железнодорожников и около 50 артиллеристов.
Свою главную задачу — помогать пехоте артиллерийским и пулеметным огнем и охранять тяжелые артиллерийские железнодорожные батареи от авиации противника — «Балтиец» с честью выполнял с августа 1941 года по ноябрь 1944 года.

Бронепоезд «За Родину» 

Этот бронепоезд, как и «Балтиец», в свое время пришел в Ленинград из Латвии сильно поврежденным, практически без экипажа, он значился как № 7. К бою его подготовили артиллеристы «Красной Горки» под руководством военного инженера Жигало и воентехника П. Н. Нерозина. Ремонт паровозной брони произвели ижорцы: они одели в непробиваемый «наряд» и орудийные площадки. А ремонтом ходовой части занимался 186‑й железнодорожный батальон. На поезде стояли 8 орудий, выпускавших по позициям фашистов около 40 снарядов в минуту.
Командиром бронепоезда был назначен капитан В. Г. Кропачев, комиссаром — старший политрук А. Г. Кузьмин. Первое свое боевое задание на ленинградской земле экипаж обновленного поезда совершил 8 сентября 1941 года, и за свои боевые заслуги уже в начале следующего года получил имя «За Родину». В ноябре 1944 года он был разобран, так как выполнил свою задачу.

  




Яндекс.Метрика