Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Служба на корабле мечты

Юрий Михайлов стал свидетелем и участником рождения отечественного подводного атомного флота

15.03.2018  -  17:19

«День рождения российского подводного атомного флота нужно отмечать 3 июля» — убежден моряк-подводник, капитан I ранга в отставке Юрий Михайлов. И он имеет все основания знать точную дату рождения. Ведь Юрий Васильевич был участником ключевых событий, связанных с созданием первой отечественной атомной подводной лодки К‑3, которая впоследствии получила имя «Ленинский комсомолец»: строительства, доведения до рабочего состояния, спуска на воду, запуска реактора, первого подъема флага, испытаний…

Он родился в Ленинграде 23 декабря 1930 года, провел детство в большой семье и встретил войну 10‑летним мальчиком. После окончания школы вопрос о выборе профессии был решен просто. «Мне нравился флот, и я хотел быть инженером, — вспоминает Юрий Васильевич. — И это сочетание любви к морю и любви к технике привело меня в училище имени Дзержинского». За полгода до выпуска кадровик отобрал 51 курсанта для службы на первых четырех советских атомных подводных лодках. Так четыре однокурсника, в их числе и Юрий, попали в экипаж первой советской атомной подлодки К‑3. Попасть в число офицеров первого атомохода было также престижно, как немного позднее в отряд космонавтов. Сами лодки в то время еще строились, стояли на стапелях в Североморске.
После выпуска учеба продолжилась в Обнинске, в учебном центре с действующим стендом ядерной энергетической установки проекта 627. Их учили помощники академика А. П. Александрова.
В 1957 году офицеры первого экипажа убыли в Северодвинск. 21 августа 1957 года 112‑метровая лодка была спущена со стапелей на воду.
Юрий Михайлов присутствовал при первой загрузке реактора и при первом его пуске. «Загрузкой руководил А. П. Александров, — вспоминает он. — Обстановка была накаленная — удастся ли. И вот на 113 канале заработал счетчик Гейгера. Все сразу зашумели, а Александров отер ладонью пот со лба и стряхнул ее с облегчением». При пуске 19 апреля 1958 года первого реактора на пункте управления работал офицер Леонид Романенко, а Юрий Михайлов был дублером, вел пусковой журнал. Второй реактор Юрий Васильевич запускал уже лично.
А вскоре наступил тот самый день, который можно считать настоящим Днем рождения отечественного атомного подводного флота. 1 июля 1958 года на корабль прибыл Главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков. «Через день, 3 июля, прозвучала команда: «По местам стоять, со швартовов сниматься!». И вот наш атомоход вышел в море для проверки своих мореходных качеств и возможностей», — вспоминает Юрий Михайлов.
У подводников появился корабль их мечты — не ныряющий аппарат, как все предыдущие, а настоящий автономный подводный корабль, способный к многосуточному походу на больших глубинах с высокой скоростью. Теперь ему предстояло пройти испытания в открытом море.
Проверка прочности корпуса проводилась на предельной глубине, и она оказалась испытанием и для корабля, и для моряков. Вот как рассказывает об этом Юрий Васильевич: «Слышим, как от обжатия корпуса большим давлением забортной воды буквально трещат переборки, видим, как пучатся стальные листы герметичных реакторных выгородок, заклинивает переборочные двери. Погружаемся медленно… О каком-либо страхе даже не думалось, некогда было испытывать это чувство. Думалось лишь о том, все ли ты осмотрел, проверил в работе и насколько четко доложил… И вот по трансляции во все отсеки объявлено, что предельная глубина покорена и даже с гаком, чтобы уж было наверняка, прозвучало дружное «Ура».
В 1959 году, по окончании ходовых испытаний весь экипаж был награжден орденами и медалями, а командир Л. Г. Осипенко стал первым послевоенным Героем Советского Союза.
Впоследствии К‑3 прославилась покорением полюса. 17 июля 1962 года лодка под командованием Льва Жильцова достигла подо льдами Северного полюса. Государственные награды всем участникам похода, когда они вернулись в Гремиху, лично вручал Н. С. Хрущев.
Экипаж К‑3 дал флоту трех Героев Советского Союза и пять адмиралов. Первая советская атомная подлодка и сейчас стоит в Североморске. Юрий Васильевич написал и издал книгу о К‑3 «Первая атомная». 
После службы на К‑3 Ю. В. Михайлов был назначен командиром дивизиона движения на новую строящуюся лодку — атомную К‑40. И там прослужил еще 2 года: спуск, все испытания, длительный поход в Атлантику. В 1962 году был назначен на К‑16 командиром боевой части 5. Во время Карибского кризиса их корабль с двумя ядерными боеголовками на борту нес боевое дежурство у берегов Америки на расстоянии дальности стрельбы (600 км) и был готов в любой момент применить боевое оружие.
Большинство из тех, кто служил на атомных подлодках первого поколения, в дальнейшем были назначены в военные центры ВМФ — передавать свой опыт молодым морякам, новым экипажам. Ю. В. Михайлов живет в Сосновом Бору с 1970 года. Преподавал в Центре ВМФ в отделении, которое отвечало за подготовку энергетиков в должности начальника цикла № 9 «Цикл ядерных реакторов и установок». После демобилизации в 1986 году еще 10 лет работал на ЛАЭС. Сейчас Юрий Васильевич на заслуженном отдыхе.
На первой атомной подводной лодке служили сосновоборцы: Юрий Михайлов, Виталий Дейкун, Олег Певцов, Николай Фёдоров.
В настоящее время из первого экипажа К‑3, кроме Ю. В. Михайлова, в живых осталось всего несколько человек. Виталий Михайлович Дейкун (живет в Сосновом Бору), профессор Юрий Корнилович Боленко и Дмитрий Дмитриевич Иванов живут в Санкт-Петербурге. Эти офицеры с первой отечественной атомной подлодки предлагают ее, как один из исторических кораблей, передислоцировать в Петербург и поставить либо на Неве, рядом с Авророй, либо на Невке, рядом с дизельной подлодкой «Декабрист». И сделать на К‑3 музей. Кстати, решение о создании музея было принято давно, но пока не реализовано.

* * *
Заслуга экипажа первой атомной подлодки не только в том, что они первыми освоили новейшую ядерную энергетику, но и в том, что сумели передать свой опыт, свое умение, а главное — свое самоотверженное отношение к изучению и освоению новой техники, глубокое уважение к ней и веру в ее надежность личному составу последующих кораблей.

Яндекс.Метрика