Хорошо, когда дети — только зрители происшедшего ДТП (Фото Натальи Козарезовой)
Апрель — время «пробуждения» от зимней спячки владельцев двухколесной техники: велосипедов, мотороллеров (чаще их называют на западный манер — скутеры) и мотоциклов. Как только дороги окончательно просыхают от противогололедных реагентов, а майские грозы еще не успели залить ухабы обильной водой, соскучившиеся по свежему ветру в лицо наездники спешат оседлать своих стальных «коней».
И если велосипедисты, среди которых сегодня преобладают люди зрелого возраста, ведут себя на дорогах общего пользования более-менее скромно, то отчаянная молодежь на юрких скутерах и мощных зарубежных мотоциклах носится как угорелая — рис¬куя своими жизнями, жизнью и здоровьем окружающих. Потому что не каждый взрослый человек, не говоря о ребенке, способен увернуться от мчащегося на скорости 100 км в час снаряда... А такое часто позволяют себе «крутые» байкеры. Не говоря уже о том, что ночные гонки по городским улицам мешают спокойному сну тысяч людей.
С владельцами скутеров другая беда: большинство, если не все из них, не имеют водительских прав, и, соответственно, не знают досконально правил дорожного движения. К чему это приводит, наглядно показывает статистика ГИБДД — каждый год под колесами автомобилей оказываются сотни подростков по всей стране. Пока законодатели уже не первый год обсуждают необходимость введения обязательного обучения в автошколе для владельцев скутеров и обязательной выдачи им водительских удостоверений, несовершеннолетние продолжают гибнуть и калечиться.
Молодых парней можно понять. Когда у тебя такая модная и классная игрушка (причем для многих доступная по цене), устоять от соблазна прокатить на полной скорости по шоссе или улице с подружкой на заднем сидении почти невозможно. Или похвастаться перед ребятами во дворе. Они оправдываются — это ведь и правда не запрещено. С 14 лет ты полный хозяин своего двухколесного друга! Да еще и прав не требуется. А надевать безопасные шлемы на голову и специальные защитные костюмы могут позволить себе только солидные байкеры, «реальным пацанам» это не к лицу. Не понимают они еще в этом возрасте, что цена одной ошибки может быть слишком велика...
Инспекторы дорожно-патрульной службы стараются, конечно, по мере сил отлавливать на дорогах самых бесшабашных, но случается такое лишь во время рейдов. И заканчивается обычно проверкой документов и воспитательными беседами. Им и другой работы хватает — с водителями-нарушителями. Получается, только родители способны реально контролировать своих юных чад, которым сами же сделали такой подарок.
***
• Средняя стоимость нового скутера — 30 тысяч рублей.
• Максимальная скорость — 50 км/ч.