Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

В родную деревню — через всю страну

27.05.2013  -  00:00

«Ручьевские долгожители» — так называется фильм нашего земляка Владислава Голенецкого, основанный на воспоминаниях старейших жителей деревни Ручьи. Первая публикация с рассказом об истории жизни коренного народа этих мест вышла в номере «Маяка» за 18 мая. Мы продолжаем знакомить наших читателей с судьбами ручьевских старожилов, опираясь на их собственные воспоминания из фильма о своей жизни.

В родную деревню —  через всю страну
В родную деревню — через всю страну


Александр Емельянович Сакса родился в 1930 году. В 1937 году его отца забрали в НКВД, больше сын его не видел. А в 1939 году возник пожар рядом с домом на окраине, в котором жил Александр Емельянович.
Огонь перекинулся на другие дома, и в результате выгорела половина деревни, состоявшая из 80 домов. «Пожарных машин тогда не было,— вспоминает долгожитель,— качали воду качалкой, но это было бесполезно».
Началась война, а с ней и голод. Сначала деревенских детишек подкармливали военные, а потом еды не стало и у них. В марте1942-го всех жителей отправили в Сибирь — «эвакуировали». Есть по-прежнему было нечего, и мальчик отправился побираться. «Пошел по миру,— вспоминает Александр Емельянович.— Мороз, ночевать негде, а что делать — ходил». Ходил, чтобы прокормить семью — маму и сестру. Однажды его предложили усыновить бездетные старики староверы. И он чуть было не согласился — за мешок картошки для матери. Но потом опомнился, ведь «мать — есть мать». Схитрил. Получив заветный мешок, выменял его на билеты на поезд, и поехал с матерью и сестрой домой. Сначала в Новосибирск, потом в Челябинск, Москву. По дороге приходилось опять побираться, ведь надо было кормить маму и сестру. Так доехали до Ленинграда. Добрались до родной деревни. А тут погранзона, заставили убираться в 24 часа.
Поехали в Эстонию. Там Александр получил паспорт и поступил в ФЗО (фабрично-заводское училище) при шахте в Кохтла-Ярве. Но мать выслали и оттуда. И он уехал с ней, сначала в Псков, где, оказалось, финнов вербовали на работу в Карелию. Поехал. Там и работал на лесопилке, в леспромхозе. В 1955 разрешили ехать домой. Но леспромхоз не отпускал. Опять помогла крестьянская хитрость. Вызвался работать на почте — развозить на подводе письма, а у самого «ни одного класса образования». Его в тот же день и уволили.
Приехал в родные Ручьи уже с женой и детишками. Родной дом, к счастью, сохранился. Стали жить.
Почти всю жизнь в Сосновом Бору Александр Емельянович проработал кочегаром. Сначала в городской бане, потом в котельной Рыбозавода.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика