Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

В Сосновом Бору по крупицам восстанавливают историю уникального памятника на могиле маленькой Оли Степановой

Ирина Доронина
26.08.2019  -  13:45

На городском кладбище еще в 90-е годы сосновоборцы заметили могилку маленькой девочки, за которой совсем никто не ухаживал. Внимание привлекал памятник: очень необычная, "кустарная" работа, выполненная с огромной любовью, который был совсем не похож на стандартные крестики и гранитные плиты.

И вот, около месяца назад историк искусства Ольга Зыкова в городских соцсетях «кинула клич» с целью узнать историю создания необычной скульптуры и ее автора. Девушка по крупицам из комментариев к своему посту ВКонтакте собирала и складывала воедино историю сосновоборской семьи Степановых. А затем, отыскав последнего оставшегося наследника, вместе с мужем начала приводить могилку и памятник в порядок.


Несмотря на то, что скульптура была сделана в конце 70-х годов, она сильно пострадала от воздействия солнца, дождя и ветра, ведь по словам Ольги, материалы были использованы самые простые: бетон, цемент, искусственный мрамор.

И все-таки, кто же автор этого необычного памятника? Вот, что рассказала «Маяку» историк.

«Установить точную достоверность [истории семьи] я не смогла. Так как все, что я знаю — это комментарии из пабликов в соцсетях о том, что эта семья одних из первых жителей города, что отец был плотником, скульптором-самоучкой. Дом их украшен был резным деревом, множеством узоров на потолке и в самой квартире, у них был еще [предположительно] резной деревянный дом в Калище. Жили на Сибирской, 8. Семья с тремя детьми: Ольга, Любовь и Игорь. Любовь была несколько с проблемами душевного плана. Закончила жизнь в Гатчине [неточно] в Центре для таких людей.
После смерти Ольги (по данным родственника от лейкоза, по данным группы - от менингита) отец был безутешен и долго мастерил памятник самостоятельно. Расписывал вручную, все время, пока был жив, восстанавливал, обновлял, достраивал разрушенные вандалами детали.
Насколько я поняла из группы и от родственника, отец семейства Борис вскоре после смерти девочки ушел из семьи, поэтому общение остальных детей с ним было минимальным, из-за этого оставшийся потомок Артём — сын Игоря (младшего сына Бориса) ничего и НЕ ЗНАЕТ о своей семье. Только такие же легенды. Но помогает приводить в порядок памятник.

Игорь тоже уже умер, 5 лет назад от рака. Любовь умерла несколько лет назад в центре для людей с проблемами.

Эта стела — несколько странная и в чём-то даже сумасшедшая. В ней перемешано все: пионерские звездочки, мраморные кресты, цветы, бабочки, бантики, флоральные мотивы, части готической архитектуры. Это квинтэссенция боли и страдания отца, это его желание увековечить дочь, ее детство. В памятнике просто гигантское изобилие деталей, даже нагромождение, словно он хотел поместить все и даже больше, дать своей Оле то, что по его представлению должно окружать маленькую девочку. Каждый элемент с любовью и скорбью выполнен тонко и очень изящно. Надо понимать, что это не какой-то художник или дипломированный скульптор, это плотник, по сути самоучка, поэтому некая наивность в его работе в его стремлении очень подкупает, как и сам трагизм истории.
Очень нравится бюст дочери с букетом весенних цветов, под которым похоронили самого Бориса — изображение девочки не идеализированное, а портретное, отец словно пытался воссоздать ее такой, какой запомнил — широкий и вздернутый нос, круглые детские щеки, оттопыренные ушки.
Любование и боль в каждой детали. Эта могила — если бы сохранилось ее оригинальное цветовое решение призвана быть одновременно и символом скорби и боли автора и попыткой создать сказку для его усопшей дочери - в остатках краски видно, как много ярких цветов использовал автор - голубой, зеленый, красный, желтый».


Ольга вместе с мужем и коллегой из Некрополя Александро-Невской лавры привели могилку в порядок: сняли мох, убрали листья, растения, мусор. По ее словам, большая стела особому восстановлению не подлежит из-за хрупкости бетонной конструкции и отсутствию большого количества деталей, но в данный момент не угрожает соседним участкам, не кренится. А вот памятный бюст девочки в хорошем состоянии. Если получится, девушка планирует снять старое покрытие и покрасить его, а также обновить оградку.


Внук Бориса Артем рассказал, что сам ничего толком не знает и не помнит, поскольку никогда не видел своих родственников, но обещал поискать фото деда.Будем надеяться, что оно сохранилось в семейном архиве.

Наверняка в Сосновом Бору есть те, кто был соседями или друзьями Степановых. Пишите свои воспоминания в комментариях к этому материалу, сообщениях в группе «Маяка» ВКонтакте или присылайте письмо на электронную почту редакции: mayaksbor@yandex.ru. Восстановим эту уникальную историю вместе! Все желающие могут принять участие в уходе за могилой.

Фото: Ольга Зыкова, сообщество "Мой Сосновый Бор" ВКонтакте

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика