Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Вернуть «Сома» на родину

Найденную у берегов Швеции русскую подводную лодку могут установить в виде памятника в Сосновом Бору

Станислав Селин
09.11.2015  -  00:00

Нынешним летом все мировые и российские СМИ опубликовали сенсацию: шведская организация дайверов Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, при содействии исландской компании Ixplorer обнаружила у восточного побережья Швеции затонувшую иностранную подводную лодку длиной около 20 метров, на борту которой хорошо видны кириллические ­буквы.

Вернуть «Сома» на родину
Вернуть «Сома» на родину


Судя по распространенной видеозаписи с подводного аппарата, стало понятно, что на дне Балтийского моря обнаружена русская подводная лодка «Сом», затонувшая в результате столкновения со шведским пароходом «Ингерманландия» 10 мая 1916 года. По версии капитана судна, российская подлодка, находившаяся на перископной глубине, не заметила остановки парохода и врезалась в него; в кругах же русских подводников бытовало мнение о том, что шведский корабль сознательно протаранил лодку при попытке последней остановить пароход для досмотра. При этом на лодке погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым.
Этой историей заинтересовался житель нашего города, руководитель общественной приемной Росатома в Сосновом Бору Сергей Аверьянов. Как он рассказал «Маяку», еще в августе инициативной группой сосновоборцев было направлено обращение к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко (приводится ниже) с просьбой оказать содействие в подъеме российской подлодки, принадлежавшей императорскому флоту и доставке ее на родину. В будущем, по словам Сергея Аверьянова, после реставрации она могла бы занять почетное место перед Учебным центром моряков на Солнечной или на мемориале погибшим морякам в Устье. На мемориале могли бы быть захоронены останки экипажа и установлен памятник русским морякам-подводникам.
Как говорят спе­ци­алис­ты‑исто­рики, «Сом» — возможно, самая старая российская подводная лодка. Ее история хорошо известна. Она из небольшой серии ранних подводных лодок, которые использовались российским флотом во время Первой мировой войны. И, кстати, единственный сохранившийся до наших дней экземпляр.
По видеозаписи, которая сделана шведскими водолазами, можно судить, что лодка лежит на глубине свыше 40 метров, потому что на такой глубине объекты не зарастают водорослями. Она находится в шведских территориальных водах. Поднять лодку непросто, потому что глубокие погружения в Балтийское море осложняют низкие температуры.
Как гласит ответ из комитета по молодежной политике правительства Ленобласти, соответствующие обращения были посланы в Русское географическое общество, Министерство обороны РФ и Полномочному представителю Президента России в Северо-Западном регионе.
Но если встанет вопрос о поднятии корабля, то решать его должны две стороны: шведская и российская. Возможна ли передача подлодки «Сом» России? Скорее всего да, говорят эксперты, вряд ли со стороны шведских властей будут какие-либо претензии. Прошло почти сто лет с момента гибели корабля, а это значит, что он получит особый статус исторического объекта.
И если все заинтересованные стороны смогут договориться, к вековому юбилею гибели русской подлодки «Сом» она может быть поднята со дна Балтики и передана Ленобласти. И, вполне возможно, со временем найдет свое последнее пристанище в нашем городе, который всю жизнь тесно связан с моряками-подводниками.

Станислав Селин


* * *

Историческая справка

Подводная лодка «Сом» (первоначально «Fulton»)была построена в 1901–1902 годах на верфи Crescent Shipyard в Элизабет (штат Нью-Джерси, США) в качестве экспериментальной подводной лодки по проекту Holland VIIR Джона Голланда, став одной из успешных «отработочных» конструкций этого «отца» подводного кораблестроения. В мае 1904 года Fulton при посредничестве Невского судостроительного завода был куплен Русским флотом и зачислен в списки как «Сом». Лодка была доставлена в Кронштадт из США пароходом в июле 1904 года и закончена сборкой на Невском заводе в сентябре. Затем «Сом» по железной дороге был отправлен во Владивосток, куда прибыл 29 декабря 1904 года (по ст. стилю) и в феврале 1905 был приведен в боевую готовность, совершив до окончания Русско-японской войны несколько выходов в окрестности Владивостока.
В декабре 1914 года «Сом» по железной дороге был перевезен из Владивостока в Севастополь, а в июле 1915 из Севастополя — в Петроград. На Балтийском флоте «Сом» базировался на Аландских островах, откуда совершил несколько боевых походов, в том числе к шведскому побережью. По образцу «Сома» петербургский Невский завод построил для русского флота еще шесть подводных лодок, сданных в 1905–1907 годах.
10 мая 1916 года в 4 часа утра подводная лодка «Сом» во время патрулирования в районе Аландских островов со стороны Швеции погибла, столкнувшись со шведским пароходом «Ингерманланд».


* * *

Из обращения к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко:
«Просим Вас, Александр Юрьевич, поддержать нашу инициативу по совместному обращению в Правительство Российской Федерации с предложением по организации подъема и передаче останков русских моряков, погибших на подводной лодке «Сом» в мае 1916 года во время Первой Мировой войны, для их захоронения на мемориальном комплексе в городе Сосновый Бор Ленинградской области.
Подлодка «Сом» найдена на дне Балтийского моря у восточного побережья Швеции, в полутора морских милях от берега. После реставрации корпуса подводной лодки просим Вашего содействия по передаче его в музей моряков‑подводников сосновоборского Учебного центра моряков‑подводников ВМФ РФ. Все основания для реализации этого военно-исторического проекта у нашего города есть».
Аверьянов С. Д., Белобородов С. А., Карраск М. П., Зиновьев А. В., Бобров А. Н., Калюжный А. В., Воскресенская Н. В., Алепко И. Г., Кириленко А. К.




  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика