Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Выбор профессии: как его сделать осознанным

19.11.2012  -  00:00

Повсеместная нехватка квалифицированных кадров разворачивает внимание общества к вопросам профориентации. Осень ознаменована чередой тематических мероприятий: в политехническом колледже — фестиваль профессий, в школе № 3 — ярмарка учебных мест и родительское собрание, 17 ноября в Гатчине собираются на очередную ярмарку учебные заведения, старшеклассники и работодатели со всей области... Своими соображениями на эту актуальную тему поделилась с нами директор сосновоборского Центра занятости населения Елена Жилина.



— Часто дети выбирают профессию наобум. Содержание профессий им неизвестно. Они могут выбирать только предметы, которые им нравятся. Зачастую отношение к учителю переносится на отношение к предмету, который он преподает. Например, нравится литература и «русичка», поэтому хочу быть журналистом. Часто дети даже не знают, чем на работе занимаются их родители.
Патриархальная система выбора профессии давно разрушена — когда сын вначале становился подмастерьем у отца, и все профессии соседей были на виду.
Поэтому тестирование бывает бессмысленно, когда даже психолог, интерпретирующий результаты теста, не знает, чем повседневно занимается, например, микробиолог или астрофизик. А ведь он уверяет ребенка, что та или иная профессия ему подходит! Часто используются старые тесты, не учитывающие изменившееся содержание профессии, появление новых и т.д.
В американских и японских школах детей системно учат выбирать профессию и даже «попробовать» разные профессии. Причем в виде отдельного курса, который преподается несколько лет.
Поэтому проведение мастер-классов по профессиям, как это было сделано на фестивале профессий в СПК, — это отлично: ребенок видит, как и с чем работает «живой» сварщик, электрик, повар и даже сам пробует какие-то начальные манипуляции. Жаль только, что на мастер-классы детей ведут уже измочаленных и уставших от скучных презентаций-агитаций.
Взрослым важно отчитаться за проведение профориентации, поэтому удобно проводить перегруженные зрелищами «мероприятия» с большим «охватом контингента». Порой такие акции превращаются просто в рекламу отдельных вузов.
Дети вынуждены рано определяться с профилем обучения. А вообще в мире сроки окончательного выбора профессии часто откладываются. Там и учатся дольше, заканчивая школу в 19 лет, и только потом поступают в колледж, выбирая по две-три разных специальности (можно параллельно изучать химию и социологию, например). В Израиле вообще вначале служат в армии и только потом поступают в профессиональное учебное заведение. У нас так сложилось, что непоступление ребенка в вуз после школы — это трагедия всей семьи.
В вузе у нас сложно перейти с одной специальности на другую, специализация очень узкая (более 600 специальностей есть в классификаторе, а на Западе — 80). Куча народа кое-как учатся, уже поняв, что работать по специальности не будут.
По данным ВШЭ, каждый четвертый выпускник вуза в стране занимается работой, не требующей высшего образования. Время и деньги, вложенные в подготовку такого человека, оказываются выброшенными, потому что полученные знания сложно применить в другой области.
Только родители ответственны за осознанный выбор школьника. Если ребенок проходит профессиональное тестирование, важно обсудить с ним результаты. Возможно, пройти тестирование несколько раз и сопоставить выводы разных профконсультантов. Существуют профессиограммы по профессиям, массу информации можно найти в интернете, на днях открытых дверей в вузах и колледжах.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика