Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Юрий Иваненко: Дорогу осилит идущий

Первую выставку в Сосновом Бору он с товаарищами сделал 45 лет назад. И продолжает этим заниматься

18.08.2017  -  13:21

Некоторые люди умудряются вместить в свою жизнь необыкновенно много. Не только преуспевают в профессии и в увлечениях, но и вовлекают в орбиту своей деятельности многих других людей. Делятся с ними радостью познания и радостью открытий, а иногда и меняют вектор жизни.

Юрий Иваненко на открытии своей персональной выставки в доме ученых
Юрий Иваненко на открытии своей персональной выставки в доме ученых
В числе таких созидательных, деятельных натур и сосновоборец (с 1970 года живет в нашем городе) Юрий Иваненко: ученый, просветитель, художник, искусствовед, издатель, организатор…
В этом году Юрий Михайлович встретил свой юбилей.
Сегодня он — гость «Маяка», для читателей которого рассказал много интересного из сферы просветительства в недолгой пока еще, но яркой истории Соснового Бора.

— Юрий Михайлович, сейчас не все знают, что такое общество «Знание», а ведь это был целый отдельный мир в советские времена.

— Да, это было Всесоюзное общество «Знание». По сути — программа просветительских лекций, чтений для всего населения страны — СССР. Возглавляли это общество и работали там выдающиеся ученые, такие, как президент Академии наук Сергей Иванович Вавилов, лауреат Нобелевской премии лазерщик академик Николай Геннадьевич Басов.

« Клуб «Творчество» сыграл большую роль и при спасении Белых песков от застройки, мы организовывали публичные обсуждения, приглашали экологов... »


Система была удивительно интересная, с хорошей организацией. Был, например, каталог с телефонами лекторов общества «Знание» и тем лекций. Можно было позвонить лектору, договориться с ним. Мы приглашали, к примеру, в Сосновый Бор специалиста по истории 1917 года Виталия Ивановича Старцева.
В малом зале ДК «Строитель» цикл лекций читали, полный зал был.
По физике, экологии, географии делали лекции, кинолекторий делали — со студиями «Леннаучфильм» и Ленинградской студией документальных фильмов постоянно работали… Начали сотрудничество с Союзом композиторов Ленинграда, приглашали известных поэтов, писателей.

— Ваша роль в этом обществе в Сосновом Бору — особенная. Ведь наш город — единственный в области, где «Знание» отражало сферу искусства.

— Меня вовлек в это общество мой первый руководитель по научной работе в филиале ГОИ им. С. И. Вавилова Владимир Евгеньевич Сабинин. Я попал в Сосновый Бор после окончания физфака Ленинградского университета. Мы тогда вместе начали работать в 1970 году, участвуя в создании испытательных стендов, газовых лазеров в филиале № 2 ГОИ (так назывался тогда НИИ ОЭП). И он мне сказал: «Юра, не хотите вступить в общество «Знание»? Я согласился, но предложил пропагандировать искусство, так как науку и технику мои товарищи по институту и так хорошо знают.
Так все и началось.

ИваненкоЛинскийЛибик1995.jpg
Наземные испытания спутникового объектива на площадке стенда БУС «Вертикаль». 1995 год. Участники работы, слева направо: Ю.М. Иваненко, П.М. Линский и Ю.М. Либик

— Откуда эта тяга к музыке, к изобразительному искусству? — С детства. В нашей семье выписывали журнал «Огонек» со статьями о художниках и большими репродукциями. Старший брат Вячеслав рисовал репродукции цветными карандашами для подарков, я ему помогал. В детстве в Куйбышеве (Самаре) и Новокуйбышевске мне повезло на учителей. А рисование и черчение преподавал профессиональный художник В. М. Гуренков. Фундаментальные основы рисования и знаний по искусству дала художественная студия ДК нефтеперерабатывающего завода в Новокуйбышевске, где руководителем был замечательный художник академической русской школы А. А. Любимов. В июле этого года в Музее истории Новокуйбышевска, в его Картинной галерее, представлена моя выставка произведений.
Позднее, в Ленинграде, мне посчастливилось работать и учиться в среде больших ученых, художников, искусствоведов. Рядом оказывались люди, которые были для меня примером. У нас на физфаке в деканате можно было вечером приходить и слушать классическую музыку. Там стояла стереорадиола, прямо в кабинете замдекана, — пожалуйста, ребята, приходите слушать.
Учась в университете, я пел в камерном хоре физического факультета. Мне посчастливилось учиться у тех, кто с дореволюционных времен работал в русской физике.
К примеру, по моей специальности — оптика и спектроскопия — занятия вёл один из основателей советской спектроскопии В. М. Чулановский. У нас были удивительные преподаватели: большие ученые, люди высочайшей культуры, знатоки и любители искусства.

— Знаю, что из активистов общества «Знание» вырос один из старейших в городе клубов — «Творчество». Как это было?

— Из общества «Знание» выросла общественная организация — клуб любителей искусства «Творчество», который работает с 1976 года. Начинали мы в своем институте. Потом продолжили в ДК «Строитель». Тогда как раз открылся Дом культуры, и мы поняли, что то, что мы делаем в филиале ГОИ, на самом деле нужно всему городу.
Я вышел на Михаила Рафаиловича Рафаилова, который только что приехал в Сосновый Бор. Он по духу был настоящий культпросветработник. С большой буквы, выдающийся в этом плане человек.
Мы организовывали выставки художников, музыкально-художественные вечера, привозили уникальные пластинки, приглашали музыкантов.
Всё — после работы. Позднее из энтузиастов, из тех, кто постоянно вел эту работу, и образовался клуб «Творчество». У меня были и есть единомышленники, которые со мной все эти годы, уже больше 40 лет.

— В каких еще сферах городской жизни участвовал клуб «Творчество»?

— Тогда же, в 1970-х мы сделали первые выставки в кинотеатре «Современник».
Мы занимались и вопросом открытия сосновоборской художественной школы. Сделали первые городские выставки детского рисунка. Был создан при исполкоме городского совета архитектурно-художественный совет, куда вошли и мы с Юрием Тимофеевичем Савченко. Клуб «Творчество» сыграл большую роль и при спасении Белых песков от застройки, мы организовывали публичные обсуждения проблемы, приглашали с лекциями ленинградских экологов.
Очень большую помощь нам оказывал постройком СУС — профсоюз Северного управления строительства, поддерживал постоянно все начинания. По правилам того времени работа клуба «Творчество» относилась к идеологической, и нас курировал Сосновоборский горком КПСС.

— Организация вечеров, выставок для всего города — одному такую работу не поднять.

— Да, для этого нужны средства (на транспорт, оформление…) и, конечно, круг людей — добровольных помощников. Мы провели обучение инженеров и ученых филиала ГОИ на специальных курсах.
В Эрмитаже. В течение трех лет по выходным группа примерно из 20 сотрудников ездила в эрмитажный лекторий для взрослых… Вот она и стала основой клуба любителей искусства «Творчества» и лекторами общества «Знание»: Татьяна Евгеньевна Анисимова, Константин Николаевич Савастьянов, моя супруга Лариса Мефодиевна Иваненко, Владимир Сергеевич Образцов, Юрий Михайлович Либик, Татьяна Александровна Карандасова, Евгений Владимирович Аккуратов, Александр Николаевич Силантьев; из НИТИ подключились к активной работе Александр Васильевич Пискарев и Сергей Петрович Витин; из музыкальной школы Наталья Андреевна Попова, Елена Борисовна Чоботько и много других наших сподвижников — как сосновоборцев, так и ленинградцев-петербуржцев.

— Что главное, по-Вашему, при организации выставок?

— Моя идея в том, что к искусству надо приобщать через подлинники. Они несут особую энергетику. К каждой выставке я вырабатываю концепцию, проект порой иногда складывается десятилетиями. Вот, к примеру, как с Фаустом «Гёте»– идея показать эту фигуру в произведениях искусства у меня родилась давным-давно, еще в студенческие годы. Но нужен был материал, и я его собирал… А выставка прошла только в 2017 году.
В те, теперь уже давние годы, мы приглашали в Сосновый Бор больших художников: академика В. А. Ветрогонского, народных художников России Ю. С. Подляского, В. И. Курдова, подружились с семьями Васнецовых, Чарушиных… И художники стали говорить: «Ну, что мы показываем работы в ДК, пора музей делать».

« Собран огромный материал, исторические фотографии,
история деревень, родов, семей русских, финских, ижор-
ских, водских в окрестностях города Сосновый Бор… »


— И вы начали делать музей?

— И тогда я написал письмо в наш исполком, что идея назрела: нужно делать музей, ленинградские художники готовы что-то и подарить, и продать недорого. В сосновоборском исполкоме конца 80-х годов отнеслись к этому предложению с пониманием.
С поддержкой предложения в Сосновоборский Горком КПСС приезжал лично академик В. А. Ветрогонский, было письмо поддержки от созданного Ленинградского отделения Советского фонда культуры. Меня попросили написать проект технического задания для музея. Я его написал, причем меня консультировали сотрудники музеев, в том числе и Русского музея, помогали специалисты министерства культуры РФ.
Ведь на пустом месте музей открыть невозможно, нужна коллекция. Было подготовлено обращение Председателя исполкома В. А. Кирпичникова в Ленинградскую организацию Союза Художников РСФСР с просьбой подобрать в дар коллекцию для музея.
И правление ЛОСХ во главе с председателем М. К. Аникушиным, уже зная нашу работу клуба «Творчество» в течение 15 лет, приняло решение предоставить работы для создания в Сосновом Бору художественного музея. Чтобы поднять статус будущего музея, я предложил его сделать организационно областным.
Это создавался первый художественный профессиональный музей в Ленинградской области и в нашем городе.

— Но в итоге получилось не то, к чему вы готовились?

— Актив клуба «Творчество» уже провёл отбор коллекции (графика в основном — прекрасная коллекция, но было также немного живописи и скульптуры). Я в то время не мог возглавить музей, так как в филиале ГОИ занимался внедрением наших разработок и в сложное время начавшейся перестройки не мог оставить институт. Но готовил на должность директора профессионального искусствоведа. А она в последний момент отказалась по личным причинам.
И я предложил и нашему руководству и в Дирекции музеев Ленинградской области: давайте я буду заместителем директора по науке и главным хранителем фондов — творческая работа, а на административную должность директора возьмем другого человека. Но вышло не так. Директором назначили культработника, не имеющего никакого отношения к изобразительному искусству. И мне в удостоверении вместо того, что я предлагал, написали «научный сотрудник музея». Получилось, что создатель музея — просто научный сотрудник, причем по совместительству, без каких-либо прав.
Все уже готовились к открытию, рамы для картин заказывали, горсовет выделил деньги для закупки картин, я уже билеты заказал пригласительные… Не хочется об этом вспоминать, это был ряд действий, похожих на рейдерский захват, в результате которых меня оттеснили от музея, уволили. В итоге Союз художников, оценив сложившуюся ситуацию, отказал созданному в Сосновом Бору музею в коллекции, сказали примерно так: «Мы вас не знаем. А Иваненко знаем, уже 15 лет вместе работаем».
И не дали.
Жаль, конечно. Тем более что музей за 25 лет, по сути, так и не состоялся. Жизнь в нем, мягко говоря, не кипит… А работу с Союзом художников мы продолжили уже на другом уровне.

— А куда пошли работы из коллекции Союза художников, которые предназначались для сосновоборского музея?

— Работы, предназначенные для закупки у художников на выделенные исполкомом деньги города, я вернул авторам и семьям художников. Там, в частности, были 15 работ Г. К. Малыша, были просто шедевры акварельной живописи. Как только я их вернул, их через неделю закупили у автора, в Южную Корею увезли.
Цены для закупки были смехотворные, потому что художники для музея отдавали по низким ценам. То есть что произошло? Город лишили полноценного музея Ленинградского искусства.

— Юрий Михайлович, Вы в нашем городе известны еще и как издатель.

— Издательская деятельность тоже не случайно возникла. Я начал работу по издательским делам благодаря своей научно-информационной работе в институте. Когда мы сделали книгу «Город Сосновый Бор», это был первый издательский опыт. Затем мне поручили сделать книгу к 30-летию Оптического института.
Казалось бы, 1998 год, кризис, денег нет — какая книга! И тогда я по радио институтскому обратился к сотрудникам: давайте напишем о том, что мы делаем. Они меня поняли, собрали уникальный материал, и мы сделали прекрасную книгу: «Оптический институт в Сосновом Бору».
Причем эти две книги были очень сложные. Там много авторов статей, огромное количество материалов. Это колоссальный опыт — подготовка таких двух книг. А дальше ко мне уже стали обращаться, когда заметили, что я это умею делать. Сейчас мы уже много чего издали: буклеты, серии альбомов, книги об Ораниенбаумском плацдарме (совместная работа с З. П. Манько), книги о петербургских художниках…

— А есть у Вас книга-мечта, которую хочется сделать?

— Да, хочется издать книгу на материале моего проекта «Память родной земли». Материал огромный, у нас и тексты есть, уникальные фотографии, документы, которые мы готовили к одноименному проекту-выставке. Сейчас часть материалов представлена к 90-летию Ленинградской области в здании администрации. Основу текстов подготовила этнограф Лидия Петровна Азовская. Огромный материал, исторические фотографии, история деревень, родов, семей русских, финских, ижорских, водских в окрестностях города Сосновый Бор… Они очень интересные. Подобного проекта в России, насколько я знаю, нет.

— О чем еще мечтаете?

— И второе, что нужно сделать обязательно — решить вопрос о профессионализации продолжателей нашего художественно-просветительского дела.
Нужно, чтобы наше дело было преобразовано, например, в городской художественный музей, или в художественный отдел при краеведческом музее. 41 год профессиональной выставочной работы на общественных началах — это, наверное, случай невероятный.
Надо, чтобы наше большим трудом созданное уникальное культурно-просветительское направление в сфере изобразительного искусства вошло в Сосновом Бору в профессиональное русло, стало важной частью сферы культуры города с нормальным постоянным финансированием и штатными сотрудниками. Мне уже 70 лет, моим сподвижникам столько же. Нужно думать — кто продолжит дело. Нужно обучить молодых людей этому. Я готов поделиться всем, что я знаю. Это же и связи, они устанавливаются десятилетиями. Вот это нужно в городе сделать. Я бы хотел, чтобы наше дело продолжили молодые люди на профессиональной основе, тем более, что у нас в городе есть те, которые окончили академию художеств по искусствоведению.
Первую художественную выставку в ещё поселке Сосновый Бор мы сделали в 1972 году в кинотеатре «Современник», когда мне и моим товарищам было по 25 лет.
«Дорогу осилит идущий!»
Яндекс.Метрика