Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Запомнил на всю жизнь

Выжить помогли дрова и бабушкины травы

27.01.2014  -  00:00

Евгений Константинов — из коренных ленинградцев. В этом городе жили и его родители, и бабушка с дедушкой. Он пережил в Ленинграде лишь одну блокадную зиму, но запомнил ее накрепко.20 января Евгений Александрович отметил свое 84-летие. Так получилось, что его день рождения — между двумя самыми дорогими для настоящих ленинградцев датами: днем прорыва блокады и днем снятия блокады.

Запомнил на всю жизнь
Запомнил на всю жизнь


Борьба с зажигательными бомбами

Когда началась война, Жене было 11 лет. Их семья (бабушка, мама и старшая сестра) жила рядом с Финляндским вокзалом — в доме № 9 по Финскому переулку. Этот дом стоит и сейчас.
Вокзалы были в числе главных целей фашистской авиации. Поэтому жители окрестных домов испытывали особенно частые и сильные бомбежки. Сначала жильцы прятались в бомбоубежище. А потом перестали. Евгений Александрович вспоминает, как вместе с другими мальчишками они к вечеру залезали на чердак и ждали — когда начнутся бомбежки. Кроме взрывных боевых бомб, от которых рушились дома, самолеты сбрасывали в большом количестве бомбы зажигательные. Они пробивали крышу и падали на пол чердака. Мальчишки хватали их специальными клещами с длинными ручками и сбрасывали во двор, где бомбы догорали уже без вреда для дома.

Выжить помогли бабушкины травы

Первая блокадная зима была очень суровой.
«Я часто задаю себе вопрос о том, что же спасло нашу семью от гибели в эту голодную и очень морозную зиму», — говорит Евгений Александрович.
Он уверен, что выжить семье помогли дрова и бабушкины травы.
В их жилом доме было печное отопление. Его маме — Ольге Николаевне, как имеющей трех иждивенцев, выделили за половинную стоимость двукратный запас дров на производстве, где она работала. Эти дрова сожгли за одну — необыкновенно холодную — зиму, но зато в квартире было тепло.
«Запасы дров жильцы хранили в обычных сарайчиках на заднем дворе,— вспоминает Евгений Александрович.— Многие дров запасти не успели, страдали от холода. Жгли мебель, книги, одежду...И, несмотря на это, сараи не взламывались — воровства дров не было. Вот какие в те времена были ленинградцы!»
Вторую смертельную опасность — голод — помогли пережить бабушкины запасы. Марфа Андреевна ежегодно собирала лекарственные растения, антресоли в коридоре были полностью забиты этими травами, над которыми дети посмеивались. Но именно травяные витаминные чаи в блокадную зиму очень помогли.
Была и еще одна поддержка в питании. Мама на работе доставала сыромятную свиную кожу, из которой варили студень.
Так одолели блокадную зиму.

13-летний старший конюх

А осенью 1942 года всю семью эвакуировали из Ленинграда. На трех катерах группу ленинградцев переправляли через Ладожское озеро. Когда налетела вражеская авиация, два катера, первый и третий, потопили. А тот, который шел в центре, — уцелел. Семье Константиновых повезло.
На поезде их привезли в Новосибирскую область в колхоз «Красная заря».
Колхоз был большой, но в нем осталось только двое мужчин: председатель и инвалид, которых не взяли на фронт. Остальные — женщины и дети.
Женя начал работать с 1943 года, в возрасте 13 лет, и был назначен старшим конюхом.
После снятия блокады в 1944 году он вернулся в Ленинград вместе со старшей сестрой Валентиной, которой тогда уже исполнилось 19 лет.
Приехали — а в их квартире живет другой человек. Пришлось и самим устроиться в чужой квартире, жильцы которой погибли во время блокады.

На передовом крае науки

Трудовой путь Евгения Александровича, начавшийся в сибирском колхозе, оказался долгим, славным и очень интересным. В 1954-м году он окончил Высшее военно-морское училище инженерного оружия в звании инженера-лейтенанта по специальности военный инженер-химик. В числе объектов, на которых он нес службу, — и полигон на Новой Земле, где уже с 1955 года начались испытания ядерного оружия. Научная деятельность Евгения Александровича велась в сфере изучения природы и характера радиоактивных загрязнений объектов ВМФ и разработки способов их нейтрализации.
В 1971 году он закончил военную службу в звании капитана 2 ранга и продолжил научную работу, уже штатским, во ВНИПИЭТе, куда перешел по просьбе министерства среднего машиностроения. Под его руководством в Сосновом Бору была создана научно-исследовательская база, которая переросла в дальнейшем в сосновоборский государственный НИИ «ВНИПИЭТ», где трудилось около 300 человек, в том числе — 30 кандидатов наук и 5 докторов наук. Последние годы работы Евгений Александрович трудился в НИТИ имени Александрова.
Евгений Константинов защитил кандидатскую и докторскую диссертации, параллельно с основной работой преподавал в ЛТИ им. Ленсовета, имеет звание профессора и академика МАНЭБ. За полвека трудовой деятельности им самостоятельно и в соавторстве создано более 300 научных трудов и 50 изобретений. Результаты его разработок легли в основу многих руководящих документов. Евгений Александрович принимал участие в ликвидации Чернобыльской катастрофы, имеет 18 наград страны, среди которых ордена Мужества и орден Дружбы народов, имеет шесть ветеранских званий, в том числе — ветеран труда атомной энергетики и промышленности и ветеран подразделений особого риска.

Нина Князева

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика