Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Профиль Басалаева

Лариса Исаева
18.01.2018  -  17:22

Такие люди, спустя годы, обязательно становятся легендами. Но хочется сейчас воздать должное этому неутомимому организатору, щедро дарящему окружающим свой неиссякаемый оптимизм.



Немалого труда стоило уговорить его на интервью. Но когда разговорился, только успевай записывать.

— Валерий Валентинович, я знаю, что Вы много сделали для развития спорта на ЛАЭС и в городе Сосновый Бор.
— Не я один…

— Да, конечно! Благодаря Вашим и усилиям коллег, друзей и знакомых спорт стал активно развиваться на атомной станции и в городе.
— Так получилось, люди стали собираться вокруг меня…

— А с чего всё начиналось?
— В 1972 году приехал в Сосновый Бор. В то время уже участвовал в чемпионате Советского Союза по мотогонкам на льду. Это мой профиль. В 73‑м году на союзном чемпионате в Красноярске стал четвёртым. В 1974 году на моём мотоцикле выиграл чемпионат СССР по мотогонкам на льду мой ученик Губич Сергей, который позже стал заслуженным тренером Союза и сам воспитал трёх чемпионов мира.
В Сосновый Бор меня пригласил Михаил Павлович Степанов, начальник отдела кадров ЛАЭС. Приглашая, он писал: «город красивый, природа замечательная, приезжайте работать». Старый Икарус привёз нашу семью в город ночью, высадил у почты. Куда идти — не знаем. Пошли искать лаэсовское общежитие, зная, что оно располагалось на улице Красных Фортов.
Кое-как добрались, переночевали на каких-то тюках, а утром пошли устраиваться на работу. Управление ЛАЭС тогда уже располагалось в сегодняшнем здании СУСа. Там находились первый директор — Валентин Павлович Муравьёв, первый начальник реакторного цеха — Анатолий Иванович Хромченко и многие другие специалисты. Попали мы на приём к Лапушеву — заместителю начальника реакторного цеха. Поговорили, тут же написал заявление, и меня приняли на должность слесаря реакторного отделения одноименного цеха ЛАЭС. Я попал на участок к Павлу Деяновичу Злобину.
Мы курировали работы по монтажу наращивания трактов реактора. А поскольку у меня был опыт работы сварщика и контролёра сварных швов (я работал контролёром по сварке космических летательных аппаратов), меня назначили на ЛАЭС контролировать работу монтажников и проверять сварные швы. Это очень серьёзное дело. Рентген мог показать только внутренние дефекты. А все наружные (шлаковые включения, подрезы, раковины) можно было разглядеть только глазами. Было очень интересно!

— А в чём этот интерес заключался?
— Новые люди вокруг, новая обстановка, новое дело. А дело — интересное, когда тебе доверяют. Сами были молодые: многое что уже умели и многое хотели. Работать старались. Рядом с такими людьми, как Лапушев, Злобин, стыдно было сплоховать. Сами оборудовали мастерские (у нас — на отметке +25), верстаки, следили за порядком (как сейчас ПСР внедряют, тогда работали по-ударному, участвуя в соцсоревновании). Столько воспоминаний, такое чудо было работать рядом с такими людьми, как Валентин Матвеевич Шах, Евгений Никитич Багров.

— Валерий Валентинович, как Ваше хобби стало основной работой на станции?
— В 1975 году я поехал на первенство Советского Союза и в финале соревнований попал в аварию. Вернулся на костылях, весь переломанный… Спасибо руководителям, они ценили мою работу. Вокруг меня всегда были люди — я им, чем мог, помогал, и мне многие помогали. Я ремонтировал моторы. Так познакомился с Климовым (он картингом увлекался). В разных местах города: в мастерских, в гаражах начинались развиваться технические виды спорта.

— А как пришла идея собрать всех энтузиастов под одной крышей?
— Потихонечку же всё… В обеденный перерыв обсуждали многие вопросы, писали письма руководству предприятия. Их составлять помогал Евгений Багров (был членом парткома станции). Тогда секретарём партийного комитета был Альберт Иванович Пасичный, а он в юности увлекался мотоспортом. Вот он и предложил место общественного гаража для первых занятий секции мотоспорта. Тут и Николай Фёдорович Луконин заинтересовался работой нашей секции. Сам приехал в гараж, всё посмотрел. Даже тумбочку открыл, увидел порядок и успокоился. Не зря дают возможность развивать мотоспорт на предприятии. Позже мечты стали постепенно осуществляться.
Познакомился с ребятами из ВНИПИЭТ — они помогли с проектом. Уже к 1978 году мы его имели. Много помогали Геннадий Константинович Тычкин, Павел Николаевич Цветков, Николай Фёдорович Луконин. Видят, что я работаю — и помогали, не было причин отказать. 
Я организовал секцию ДОСААФ на ЛАЭС, собирал взносы, перспективы рисовал всем. Вокруг стали собираться ребята из разных направлений технических видов спорта: мотокроссмены, картингисты, авиамоделисты, судомоделисты, стрелки, велосипедисты, радиолюбители (даже соревнования на реке Систе проводили «Охота на лис»).
В 1975 году мы провели первые соревнования по мотокроссу на берегу реки Воронка (тогда секция была ещё в общественном гараже). Город рос, предприятия развивались. Люди ехали работать, но в свободное время занимались ещё чем-то. Так складывался уникальный коллектив сосновоборцев, который позже зазвучал на весь Советский Союз.


35 лет назад был введён в эксплуатацию СТК, где были воспитаны чемпионы Советского Союза, чемпионы мира, олимпийские чемпионы и участники международных соревнований. Сегодня здесь размещается тир «Мишень»


— Валерий Валентинович, Вы сказали, что уже в 1978 году был создан проект спортивно-технического комплекса ЛАЭС (СТК). В этом году мы отмечаем его юбилей, 35 лет с момента торжественного открытия. А когда началось строительство здания?
— Тогда же, в 1978 году мы начали строить фундамент для спортивно-технического комплекса. Темрюк, Логвинов (ЭЦ), Попов (гараж ЛАЭС) и я помогали строителям. Возводили фундамент под видом строительства жилищно-бытового корпуса работники СМУ‑3 под руководством Романа Нестеровича Канюка.

— Валерий Валентинович, а какие моменты строительства комплекса Вам особенно запомнились?
— Руководство ЛАЭС нас уже хорошо знало. Мы проводили мотокроссы на Воронке два раза в год: посвящённые Дню Победы и образованию Ораниенбаумского плацдарма, участвовали в организации и проведении военно-патриотических, а позже туристических слётов, проводили велопробеги и кроссы. Всё было на высоком уровне. Поэтому в строительстве нам оказывалась всяческая помощь.
Одновременно с работой на ЛАЭС я курировал и работы по строительству комплекса. Очень многие работы мы выполняли самостоятельно. В первую очередь была сделана мастерская, ворота тоже сами монтировали. Понемногу собирали и ремонтировали технику (мотоциклы и карты). Мальчишки были рукастые, всё могли делать.
Спортивный зал помогали готовить девушки. Даже Нина Петровна Васина (замглавбуха) работала на СТК. Каждая бригада подразделений ЛАЭС брала обязательства в свободное от основной работы время помочь убрать территорию, высадить зелёные насаждения или водопровод копать. Даже сотрудники городских предприятий приходили, милиционеры и военные.
Строительство СТК длилось 4 года, его торжественное открытие было приурочено ко Дню рождения комсомола, 29 октября, в 1983 году стали строить тир, в 1985 — спортивный комплекс.

Из представления Ленинградского филиала МООВК на присвоение звания «Почетный гражданин города Сосновый Бор» в связи с 45‑летием города Сосновый Бор и пуска 1-го энергоблока ЛАЭС: Басалаев Валерий Валентинович был организатором и первым начальником цеха оздоровления, реабилитации, диагностики (ЦОРД) атомной станции.
Принимал самое активное участие в отводе земли, курировал проектирование и строительство, поиск источников финансирования и ввод в эксплуатацию спортивно-технического комплекса (СТК). За время работы директором СТК (1983–1993 гг.) обеспечил ввод в эксплуатацию СТК, стрелкового тира и СКК «Энергетик».
В 1993–1997 гг. возглавляя ЦОРД, организовал реконструкцию 2‑х общежитий, создание детского спортивно-оздоровительного лагеря на 700 мест (4 смены), летнего профилактория «Мать и дитя», спортивного лагеря «Юность» на 120 человек и прочее. С 1975 по 1997 гг. организовал городскую секцию мотоспорта и картинга, провел более 100 соревнований по этому, а также содействовал проведению многих других состязаний по разным видам спорта и проектам оздоровительного характера.
В настоящее время продолжает вести активную работу среди ветеранов города Сосновый Бор: инициировал регулярное проведение Спартакиады ветеранов и прочих спортивно-оздоровительных занятий на базе СКК «Энергетик».

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика