В 2020 году отмечается 200 лет со дня открытия Антарктиды российскими мореплавателями — Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым — 28 января 1820 года. 

Наш земляк, сосновоборец Александр Сельков побывал в Антарктиде в составе экипажа яхты «Елизавета», которая совершает кругосветное путешествие. 

«Маяк» побеседовал с путешественником и публикует его рассказ об опасных, но интересных антарктических приключениях.

Между жизнью и океанами

Яхта «Елизавета» была сконструирована в Красноярске отечественными инженерами, — рассказывает Александр, — ее стальной 10-миллиметровый корпус очень хорош, но все таки не идеально приспособлен для путешествий в полярных условиях. Но, благодаря яркому желанию командора экспедиции, вице-президента Ассоциации полярников России и члена Российского географического общества Алексея Логинова, с 2017 года проходит кругосветное путешествие на этой парусной яхте, а мне посчастливилось присоединиться к антарктическому этапу кругосветки в городе Ушуай в Аргентине. 

Мы вышли из Ушуайя через пролив Бигль в отличную погоду при попутном ветре. Но после попадания в пролив Дрейка — а в нем более 5000 судов лежит на дне! — яхту накрыл сильный шторм с волнами с трехэтажный дом. 

Представьте, «Елизавета» шла между Тихим и Атлантическим океанами под постоянным креном в 45 градусов, в трюмы текла вода, а помпы работали на пределе. В какой-то момент из-за влаги из строя вышли все приборы навигации. У нас, как и у первооткрывателей Антарктиды Лазарева и Беллинсгаузена, в распоряжении остался лишь один большой компас и лоцманские карты. 

Хорошо, что в экспедиции участвовали ребята из «макаровки», моряки хорошо знают свое дело, так мы и дошли до берегов шестого континента.   

На обратном пути шли девять суток вместо положенных шести, потому что дул Ливентик. Это когда ветер в лицо и ты просто жжёшь горючку, но стоишь на месте. Далее, рядом с кладбищем кораблей, как называют мореплаватели мыс Горн, мы потеряли 500-литровый бак с технической водой из-за поломки патрубка. Паруса к тому времени были изрядно потрепаны, судно казалось практически неуправляемым. Это и был, пожалуй, самый сложный и опасный период. 

Вот тогда-то мы и научились молиться! Только благодаря команде профессиональных мореходов и слаженной работе коллектива, нам удалось преодолеть все эти хитросплетения. 

Ветер позволил зайти из Дрейка в Бигль. В таких условиях мы доказали, что яхта «Елизавета» действительно может ходить в Антарктиду.

Очень сильные переживания

Подобных ситуаций, как в этом походе, при которых ты начинаешь переоценку ценностей, у меня в жизни было немного. Это, конечно, запомнится. 

Состояние во время похода, наверное, можно сравнить с тем, с которым люди в последний бой идут. О чём они говорят? О жизни, что сделали правильно, что неправильно. У кого сколько детей. Об ошибках, которые были совершены в прошлом. Люди раскрываются полностью.

Основная часть нашего экипажа была из университета имени Макарова

Через проливы Бигль и Дрейка до Антарктиды из Ушуайя нужно пройти путь примерно в 1000 км

Всегда готов

До Антарктиды я уже ходил под парусами, — продолжает Александр. — Участвовал в турецкой океанской регате под руководством опытного шкипера. Поэтому какие веревочки и как дергать, я понимал. В Турции, правда, было гораздо теплее и комфортнее.

Именно к антарктическому этапу готовиться времени не было. Совершенно внезапно поступило предложение от заболевшего Андрея Усачёва, который должен был участвовать в этом походе. Я сразу согласился и занял его место.

Морская взаимовыручка

Основная часть нашего экипажа была из Макаровского университета. В аргентинском городе Ушуай мы полностью заменили собой команду, которая пришла на «Елизавете» с экватора. 

Там мы их прождали две недели, яхта долго не выходила на связь. А когда, наконец, капитан смог позвонить, то сообщил, что «Елизавета» огибает южную оконечность материка, все паруса порваны, закончилось горючее и вдобавок она попала в стоячие волны. Это единственное место на планете Земля, где такое бывает. 

Через русскую диаспору мы обратились к командующему южным округом Армады Аргентины вице-адмиралу Эдуардо Антонио Трейна и попросили помощи для российских моряков. Они отменили учения, к «Елизавете» был отправлен специальный заправщик, который оттащил яхту в безопасное место и дал топливо. 

Вывод — есть в мире морская взаимовыручка, везде люди способны договариваться и нигде ты не останешься без помощи. И, я думаю, наши мужики тоже также бы поступили. 

Первооткрыватели есть, а памятника пока нет

В префектуру Ушуайя мы ходили еще с одной очень важной миссией — договориться об установке памятника русским первооткрывателям Антарктиды. С помощью русской диаспоры Ушуайя мы договорились с руководством города и подписали трёхстороннее соглашение о возведении двух памятников: Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву в центре аллеи Первооткрывателям и героям Антарктиды, которая проходит вдоль побережья этого самого южного города Земли. 

Установку памятника Беллинсгаузену будет оплачивать государственный университет имени Макарова, финансирование прорабатывается с Министерством культуры РФ. 

А на памятник Лазареву, я думаю, мы сможем собрать общественные деньги.

Почему это так важно

2020 год объявлен в России «Годом Антарктиды». Но сейчас в мире идут такие интересные дискуссии, и якобы многие страны хотят записать открытие шестого континента на свой счет. 

Через Ушуай проходят все кругосветные пути больших морских лайнеров по 5000 человек на борту. Они там останавливаются, выходят и первым делом идут через аллею Боевой славы, на которой нет памятников русским первооткрывателям. Нам же дали добро не только на установку мемориала, но и на памятные таблички с надписями, что первыми в Антарктиде побывали и нанесли ее на карты россияне. Таким образом мы хотим восстановить историческую справедливость. 

Поэтому, если кто желает принять участие, приглашаю это сделать, обращайтесь! На табличках будет место для имен основных меценатов. В Ушуайе есть памятники Скотту, Амундсену, эти люди действительно пешком перешли Антарктиду. Есть памятники ученым, которые рисковали своей жизнью, занимались исследованиями, это в основном норвежцы, голландцы, датчане. Все эти памятники установлены по инициативе заинтересованных стран и частных лиц.

Восход луны в Антарктиде, на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо)

Северное побережье острова Кинг-Джордж, Бухта биологов

Ожидание похода и айсберги

Почти полтора месяца длилось моё путешествие — с 17 января по 27 февраля. Но непосредственно в море наша команда провела 15 дней. Столько заняли два перехода по 1000 км в Антарктиду и обратно. Остальное — ожидание.

Главное, что мы прошли пролив Дрейка и мыс Горн. Это два культовых места на карте, после посещения которых моряк получает уже другой статус. В древности моряк, который прошел мыс Горн, на рынке труда оценивался в два раза дороже! Его идентифицировали по специальному кольцу в ухе, что и мы хотели тоже сделать, но как-то не сложилось.

Кстати, относительно много русских и украинцев ходят в Антарктиду на яхтах. В основном, конечно, на яхтах другого класса. Наша яхта тоже хорошая, правда, узкая. По моим сведениям, не было еще прецедентов, чтобы ходили на яхтах из стали толщиной в 1 сантиметр, Возможно, мы первые.

Особую опасность в походе для такого корпуса представляла возможность столкновения с айсбергом. Некоторые айсберги торчат над водой всего на метр-два. Их днем хоть как-то видно, а ночью, а в шторм... Столкновение с такой 22-тонной глыбой не предвещало нам ничего хорошего. Но обошлось.

Икона пришла в Антарктиду

Мы выполнили еще одно значимое поручение — доставили икону Иоанна Кронштадтского из Никольского Морского собора в Кронштадте. Она по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия была отправлена с экспедицией на станцию Беллинсгаузена и торжественно передана местному приходу во главе с отцом Палладием. 

Также мы привезли с собой рисунки детей из Кронштадта и на полярной станции развернулась настоящая художественная выставка.

Торжественно передали икону Иоанна Кронштадтского из Никольского Морского собора местному приходу во главе с отцом Палладием

Начальник станции Беллинсгаузен 64 РАЭ — Виктор Веледин (слева)

Антарктида своими глазами

Антарктида — это безумно красивая территория. Она совершенного не похожа на другие места, где я был. Там очень чувствуется энергия Земли. Величественные стоят ледники. Она мощная. Она полна загадок. И вдобавок — это такой, самый южный зоопарк в мире!

Мы видели тысячи ластоногих, всяких котиков и морских львов. Они лежат и греются и не видят в нас угрозу. Мы просто подходили к ним и гладили, но потом поняли, что лучше так не делать, это все-таки дикая природа. 

Пингвинов много, ты подходишь к ним, а они тебя облепляют, прижимаются, принимают за своего. У них совершенно отсутствует страх перед людьми. 

Чайки способны просто сесть тебе на голову и клюнуть, если проходишь мимо их гнезд. Есть пещеры, куда можно сходить с палаткой, жаль не было на это времени.

Кругосветка «Елизаветы»

Яхта «Елизавета» в 2017 году вышла из Красноярска, поднялась по Енисею до Северного Ледовитого океана, по Северному морскому пути попала в Баренцево море, зашла в Беломор-Балтийский канал и через Онегу и Ладогу пришла в Санкт-Петербург. Год стояла в Ораниенбауме на верфях, где была полностью реконструирована. 

В июле 2019 стартовала курсом на Южную Америку. Прошла всю Европу, вышла на Тенерифе и взяла путь через Атлантику на Уругвай. Прошла вдоль берегов Южной Америки в Аргентину. Там, в городе Ушуай, мы присоединились к антарктическому этапу кругосветки. 

Далее после захода в Антарктиду (о. Кинг-Джордж / Ватерлоо) яхта пошла вдоль берегов Чили и встала там в Пуэрто Монте. 

Оттуда через полгода пойдет через остров Пасхи на Новую Зеландию и Австралию. Затем поменяет курс на север через Индонезию, Таиланд, Японию, пойдет на Сахалин и Камчатку, далее через Берингов пролив — по северному морскому пути, но уже с востока зайдет в Енисей и завершит поход в славном городе Красноярске, где я, замечу, родился.

Путь «Елизаветы» вокруг света. За передвижением яхты можно следить на сайте экспедиции.

На станции Беллинсгаузен побывал флаг Соснового Бора

Что дальше

Есть желание присоединиться к какому-нибудь еще одному этапу. 

Командор кругосветной экспедиции на «Елизавете» Алексей Львович очень сильный человек, за ним огромный жизненный опыт и, конечно, есть чему поучиться. Мне хочется еще раз побыть в компании этих очень сильных духом людей. 

Каждый день, проведенный на яхте, давал мне мощный импульс к развитию.

Затраты на экспедицию

Когда мне позвонил друг и сказал, что через пять дней надо быть в Аргентине, я понял, что моя мечта детства сбывается! Но вот, пожалуйста, некоторые цифры.

До берегов Антарктиды из Ушуайя двухнедельный тур стоит от 7000 евро — это если на теплоходе с большой каютой. Очень дорого, и по моему мнению, не особо интересно из-за того, что тебя будут водить по проторенным тысячами туристов маршрутам.

Мы же шли своим путем и по местам, которые только нам были интересны. Так вот, у меня на все это ушло порядка 120 тысяч рублей (цена стандартного семейного летнего отдыха), причем половина из них — на билеты из Петербурга в Буэнос-Айрес. Проживание в Аргентине стоило не очень дорого. В смету еще входит топливо для яхты, снаряжение и еда. 

Так что, если есть сильное желание, можно также, как я, постараться примкнуть к чьей-нибудь экспедиции. 

Я вернулся домой очень заряженный и просто благодарю за это судьбу. Так что, главное — вера в себя и желание!

Посмотрите видеоролик, который смонтировал Александр Сельков

1820

Историческая справка

Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена. 

Ранее существование южного материка (лат. Terra Australis) утверждалось гипотетически, нередко его объединяли с Южной Америкой (например, на карте, составленной Пири-реисом в 1513 году) и Австралией. 

Однако именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южнополярных морях, обогнув вокруг света антарктические льды, подтвердила факт существования шестого материка.