В 2020 году отмечается 200 лет со дня открытия Антарктиды российскими мореплавателями — Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым — 28 января 1820 года.
Наш земляк, сосновоборец Александр Сельков побывал в Антарктиде в составе экипажа яхты «Елизавета», которая совершает кругосветное путешествие.
«Маяк» побеседовал с путешественником и публикует его рассказ об опасных, но интересных антарктических приключениях.
Между жизнью и океанами
Яхта «Елизавета» была сконструирована в Красноярске отечественными инженерами, — рассказывает Александр, — ее стальной 10-миллиметровый корпус очень хорош, но все таки не идеально приспособлен для путешествий в полярных условиях. Но, благодаря яркому желанию командора экспедиции, вице-президента Ассоциации полярников России и члена Российского географического общества Алексея Логинова, с 2017 года проходит кругосветное путешествие на этой парусной яхте, а мне посчастливилось присоединиться к антарктическому этапу кругосветки в городе Ушуай в Аргентине.
На обратном пути шли девять суток вместо положенных шести, потому что дул Ливентик. Это когда ветер в лицо и ты просто жжёшь горючку, но стоишь на месте. Далее, рядом с кладбищем кораблей, как называют мореплаватели мыс Горн, мы потеряли 500-литровый бак с технической водой из-за поломки патрубка. Паруса к тому времени были изрядно потрепаны, судно казалось практически неуправляемым. Это и был, пожалуй, самый сложный и опасный период.
Вот тогда-то мы и научились молиться! Только благодаря команде профессиональных мореходов и слаженной работе коллектива, нам удалось преодолеть все эти хитросплетения.
Ветер позволил зайти из Дрейка в Бигль. В таких условиях мы доказали, что яхта «Елизавета» действительно может ходить в Антарктиду.
Очень сильные переживания
Подобных ситуаций, как в этом походе, при которых ты начинаешь переоценку ценностей, у меня в жизни было немного. Это, конечно, запомнится.
Состояние во время похода, наверное, можно сравнить с тем, с которым люди в последний бой идут. О чём они говорят? О жизни, что сделали правильно, что неправильно. У кого сколько детей. Об ошибках, которые были совершены в прошлом. Люди раскрываются полностью.
Основная часть нашего экипажа была из университета имени Макарова
Всегда готов
До Антарктиды я уже ходил под парусами, — продолжает Александр. — Участвовал в турецкой океанской регате под руководством опытного шкипера. Поэтому какие веревочки и как дергать, я понимал. В Турции, правда, было гораздо теплее и комфортнее.
Именно к антарктическому этапу готовиться времени не было. Совершенно внезапно поступило предложение от заболевшего Андрея Усачёва, который должен был участвовать в этом походе. Я сразу согласился и занял его место.
Морская взаимовыручка
Основная часть нашего экипажа была из Макаровского университета. В аргентинском городе Ушуай мы полностью заменили собой команду, которая пришла на «Елизавете» с экватора.
Там мы их прождали две недели, яхта долго не выходила на связь. А когда, наконец, капитан смог позвонить, то сообщил, что «Елизавета» огибает южную оконечность материка, все паруса порваны, закончилось горючее и вдобавок она попала в стоячие волны. Это единственное место на планете Земля, где такое бывает.
Через русскую диаспору мы обратились к командующему южным округом Армады Аргентины вице-адмиралу Эдуардо Антонио Трейна и попросили помощи для российских моряков. Они отменили учения, к «Елизавете» был отправлен специальный заправщик, который оттащил яхту в безопасное место и дал топливо.
Вывод — есть в мире морская взаимовыручка, везде люди способны договариваться и нигде ты не останешься без помощи. И, я думаю, наши мужики тоже также бы поступили.
Первооткрыватели есть, а памятника пока нет
В префектуру Ушуайя мы ходили еще с одной очень важной миссией — договориться об установке памятника русским первооткрывателям Антарктиды. С помощью русской диаспоры Ушуайя мы договорились с руководством города и подписали трёхстороннее соглашение о возведении двух памятников: Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву в центре аллеи Первооткрывателям и героям Антарктиды, которая проходит вдоль побережья этого самого южного города Земли.
Установку памятника Беллинсгаузену будет оплачивать государственный университет имени Макарова, финансирование прорабатывается с Министерством культуры РФ.
А на памятник Лазареву, я думаю, мы сможем собрать общественные деньги.
Почему это так важно
2020 год объявлен в России «Годом Антарктиды». Но сейчас в мире идут такие интересные дискуссии, и якобы многие страны хотят записать открытие шестого континента на свой счет.
Через Ушуай проходят все кругосветные пути больших морских лайнеров по 5000 человек на борту. Они там останавливаются, выходят и первым делом идут через аллею Боевой славы, на которой нет памятников русским первооткрывателям. Нам же дали добро не только на установку мемориала, но и на памятные таблички с надписями, что первыми в Антарктиде побывали и нанесли ее на карты россияне. Таким образом мы хотим восстановить историческую справедливость.
Поэтому, если кто желает принять участие, приглашаю это сделать, обращайтесь! На табличках будет место для имен основных меценатов.
В Ушуайе есть памятники Скотту, Амундсену, эти люди действительно пешком перешли Антарктиду. Есть памятники ученым, которые рисковали своей жизнью, занимались исследованиями, это в основном норвежцы, голландцы, датчане. Все эти памятники установлены по инициативе заинтересованных стран и частных лиц.
Восход луны в Антарктиде, на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо)
Ожидание похода и айсберги
Почти полтора месяца длилось моё путешествие — с 17 января по 27 февраля. Но непосредственно в море наша команда провела 15 дней. Столько заняли два перехода по 1000 км в Антарктиду и обратно. Остальное — ожидание.
Главное, что мы прошли пролив Дрейка и мыс Горн. Это два культовых места на карте, после посещения которых моряк получает уже другой статус. В древности моряк, который прошел мыс Горн, на рынке труда оценивался в два раза дороже! Его идентифицировали по специальному кольцу в ухе, что и мы хотели тоже сделать, но как-то не сложилось.
Кстати, относительно много русских и украинцев ходят в Антарктиду на яхтах. В основном, конечно, на яхтах другого класса. Наша яхта тоже хорошая, правда, узкая. По моим сведениям, не было еще прецедентов, чтобы ходили на яхтах из стали толщиной в 1 сантиметр, Возможно, мы первые.
Особую опасность в походе для такого корпуса представляла возможность столкновения с айсбергом. Некоторые айсберги торчат над водой всего на метр-два. Их днем хоть как-то видно, а ночью, а в шторм... Столкновение с такой 22-тонной глыбой не предвещало нам ничего хорошего. Но обошлось.
Икона пришла в Антарктиду
Мы выполнили еще одно значимое поручение — доставили икону Иоанна Кронштадтского из Никольского Морского собора в Кронштадте. Она по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия была отправлена с экспедицией на станцию Беллинсгаузена и торжественно передана местному приходу во главе с отцом Палладием.
Также мы привезли с собой рисунки детей из Кронштадта и на полярной станции развернулась настоящая художественная выставка.
Торжественно передали икону Иоанна Кронштадтского из Никольского Морского собора местному приходу во главе с отцом Палладием
Антарктида своими глазами
Антарктида — это безумно красивая территория. Она совершенного не похожа на другие места, где я был. Там очень чувствуется энергия Земли. Величественные стоят ледники. Она мощная. Она полна загадок. И вдобавок — это такой, самый южный зоопарк в мире!
Мы видели тысячи ластоногих, всяких котиков и морских львов. Они лежат и греются и не видят в нас угрозу. Мы просто подходили к ним и гладили, но потом поняли, что лучше так не делать, это все-таки дикая природа.
Пингвинов много, ты подходишь к ним, а они тебя облепляют, прижимаются, принимают за своего. У них совершенно отсутствует страх перед людьми.
Чайки способны просто сесть тебе на голову и клюнуть, если проходишь мимо их гнезд. Есть пещеры, куда можно сходить с палаткой, жаль не было на это времени.
Кругосветка «Елизаветы»
Яхта «Елизавета» в 2017 году вышла из Красноярска, поднялась по Енисею до Северного Ледовитого океана, по Северному морскому пути попала в Баренцево море, зашла в Беломор-Балтийский канал и через Онегу и Ладогу пришла в Санкт-Петербург. Год стояла в Ораниенбауме на верфях, где была полностью реконструирована.
В июле 2019 стартовала курсом на Южную Америку. Прошла всю Европу, вышла на Тенерифе и взяла путь через Атлантику на Уругвай. Прошла вдоль берегов Южной Америки в Аргентину. Там, в городе Ушуай, мы присоединились к антарктическому этапу кругосветки.
Далее после захода в Антарктиду (о. Кинг-Джордж / Ватерлоо) яхта пошла вдоль берегов Чили и встала там в Пуэрто Монте.
Оттуда через полгода пойдет через остров Пасхи на Новую Зеландию и Австралию. Затем поменяет курс на север через Индонезию, Таиланд, Японию, пойдет на Сахалин и Камчатку, далее через Берингов пролив — по северному морскому пути, но уже с востока зайдет в Енисей и завершит поход в славном городе Красноярске, где я, замечу, родился.
Что дальше
Есть желание присоединиться к какому-нибудь еще одному этапу.
Командор кругосветной экспедиции на «Елизавете» Алексей Львович очень сильный человек, за ним огромный жизненный опыт и, конечно, есть чему поучиться. Мне хочется еще раз побыть в компании этих очень сильных духом людей.
Каждый день, проведенный на яхте, давал мне мощный импульс к развитию.
Затраты на экспедицию
Когда мне позвонил друг и сказал, что через пять дней надо быть в Аргентине, я понял, что моя мечта детства сбывается! Но вот, пожалуйста, некоторые цифры.
До берегов Антарктиды из Ушуайя двухнедельный тур стоит от 7000 евро — это если на теплоходе с большой каютой. Очень дорого, и по моему мнению, не особо интересно из-за того, что тебя будут водить по проторенным тысячами туристов маршрутам.
Мы же шли своим путем и по местам, которые только нам были интересны. Так вот, у меня на все это ушло порядка 120 тысяч рублей (цена стандартного семейного летнего отдыха), причем половина из них — на билеты из Петербурга в Буэнос-Айрес. Проживание в Аргентине стоило не очень дорого. В смету еще входит топливо для яхты, снаряжение и еда.
Так что, если есть сильное желание, можно также, как я, постараться примкнуть к чьей-нибудь экспедиции.
Я вернулся домой очень заряженный и просто благодарю за это судьбу. Так что, главное — вера в себя и желание!