Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Рыба гнила с головы

30 августа завершился суд над директором Ручьевского рыбокомбината

07.09.2007  -  00:00

К Ручьевскому рыбокомбинату в нашем городе отношение особое. И не только потому, что это первое предприятие в местах, где поднял сейчас свои этажи Сосновый Бор (напомним — Ручьевский рыбзавод, как он тогда назывался, выпустил первую продукцию в начале 1945 года, еще во время Великой Отечественной войны).

В ожидании приговора... (Фото Юрия Викториновича)
В ожидании приговора... (Фото Юрия Викториновича)
В последующие годы предприятие неоднократно признавалось лучшим в отрасли в масштабах области, РСФСР и страны. О высоком качестве консервов, выпускаемых ранее комбинатом, можно судить хотя бы по такому факту: их брали с собой ученые, отправляясь на зимовку в Антарктиду. В 90­-е годы государственное предприятие Ручьевский рыбокомбинат, как и многие другие, стало акционерным обществом... Напомним читателям, что предшествовало суду. В конце июля прошлого года, после проверки сотрудниками городской санэпидслужбы ЗАО «Ручьевский рыбокомбинат», над предприятием начали сгущаться тучи. Руководству было выдано предписание из 22 пунктов, в котором предлагалось выполнить срочный ремонт помещений, заменить неработающее оборудование, привести в порядок канализацию (отходы покрывали полы в туалетах и комнатах для персонала). А городская прокуратура возбудила уголовное дело, и не только по этим нарушениям. По материалам санэпидслужбы городской суд приостановил деятельность рыбокомбината на 60 суток. Руководство комбината обжаловало это решение в областном суде. Но тот не поддержал нарушителей, однако сократил срок приостановки деятельности до 50 дней. А в конце сентября 2006 года в присутствии сотрудников санэпиднадзора, экологической инспекции Ленобласти и прокуратуры Соснового Бора на территории предприятия экскаватором были вскрыты три захоронения рыбных отходов. Запах гнилья был настолько сильным, что он вызывал тошноту у членов комиссии. В нескольких десятках метров протекает река Коваш, и, учитывая, что на данной территории песчаные грунты, можно себе представить, что могло произойти в дальнейшем, попади отходы в воду. «Мы обладаем информацией,— сказал тогда прокурор города Станислав Румянцев,— что за три года правления нового собственника отходы почти не вывозились, а комбинат все это время работал». Главный герой

Вот и подошло время назвать читателям имя руководителя комбината — Нина Хоменкова. Одновременно она являлась также генеральным директором ООО «Межрегиональная рыбная производственная корпорация» и ООО «Золотая рыбка».

В помещениях провели косметический ремонт, убрали мусор у цехов и даже привезли новое холодильное оборудование. Кстати, старое вышло из строя, как заявила на местном телевидении директор, только из-за сильной жары в регионе. Хотя по сроку эксплуатации это оборудование давно пора было списать и вывезти на свалку, и жара здесь ни при чем. Что касается нового, то оказалось, что это «рефрижераторы, которые предназначены только для кратковременной транспортировки продукта, а не для его длительного хранения. К тому же они неисправны, налицо очередная показуха руководства комбината». Так прокомментировал тогда ситуацию прокурор С. Румянцев.

17 ноября 2006 года, спустя почти четыре месяца, на рыбокомбинате проверили исполнение предписания санэпиднадзора. В частности, вывоз отходов с территории предприятия. Оказалось, что они практически остались на месте. Хотя юрист предприятия пояснил, что согласно договору, отходы должен вывозить и производить их захоронение «Спецавтотранс». Но как выяснилось, такого договора просто не существует. (Кстати, в тот день, когда работала комиссия, Хоменкова не стала встречаться с ее членами, а выехала за пределы города.)

Под чужим именем

Сотрудники прокуратуры продолжали распутывать клубок нарушений. Они оказались достаточно серьезными, чтобы привлечь директора к уголовной ответственности. Одно из них — незаконное использование чужого товарного знака, наименование места происхождения товара — подпадают под статью 180 ч. 1 Уголовного кодекса РФ. Выпускаемые на Ручьевском рыбокомбинате консервы реализовывались под маркой других аналогичных предприятий России, следствие выявило их около 20. В уголовном деле фигурировали предприятия с Сахалина, из Воронежа, Сочи...

Одно из помещений на комбинате было завалено баночными этикетками различных предприятий страны. При проверке цеха готовой продукции проверяющие увидели, что почти весь он был заполнен консервами якобы этих «чужих» комбинатов.

На банках консервов есть цифры — дата изготовления продукта, номер завода-производителя и номер смены. Это делается для того, чтобы при необходимости можно было установить производителя. Так вот, на Ручьевском рыбокомбинате специальной машинкой выдавливали на крышке банок номер чужого предприятия, да еще и даты изготовления сегодняшним или числом вперед. В результате чего претензии по качеству продукта предъявлялись не Ручьевскому, а другому рыбокомбинату.

Наибольшее количество найденных следователями консервов оказалось «произведенным» (по этикеткам) на Калининградском рыбокомбинате. Выпускали консервы и под этикеткой хорошо себя зарекомендовавшего на рынке Главпродукта. Изготавливали шпроты и в овальных банках с этикетками стран Балтии. И был скандал, когда прибалтийские предприятия «поставляли» в Россию некачественный продукт.

Почти 140 тысяч таких банок — это только то, что сумели обнаружить следователи, а ведь по показаниям рабочих, комбинат подобным образом работал под руководством Хоменковой три года.

Налоговая не дает спать спокойно

Уклонялись руководители Ручьевского рыбокомбината и от уплаты налогов и сборов путем включения в налоговые декларации недостоверных сведений. В ходе допросов сотрудников комбината (и по найденным документам) выяснилось, что с приходом Хоменковой им платили зарплату по двум ведомостям. По официальной — уплачивались налоги. С другой, так называемой серой, отчисления в казну государства не поступали. В результате, многие работники потеряли часть будущей пенсии. Сосновоборская налоговая инспекция совместно с прокуратурой провела проверку финансовой деятельности предприятия и установила сокрытие более одного миллиона рублей уплаты налогов. Причем не просто выявили факт «серой» зарплаты, а доказали бесспорность содеянного.

За тухлятину — награды

Производство, хранение, перевозка и сбыт консервов на Ручьевском рыбокомбинате не отвечали требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя (статья 238 ч.1 УК РФ). Самое невинное нарушение из этого ряда — отсутствие у работников комбината санитарных книжек. Вернее, они-то были, но за период деятельности Хоменковой только один раз часть работников направлялась на медосмотр. Хотя это необходимо делать один раз в полгода. А вот в момент проверки прокуратурой деятельности комбината его работники представили санитарные книжки с заключением о пройденном осмотре в одном из медицинских учреждений. Проверка показала: как такового осмотра не было.

Нарушался температурный режим хранения сырья, для изготовления консервов использовалось испорченное... Один из четырех работающих с грехом пополам холодильников был завален рыбой разной степени гнилости, и не способен был обеспечить нужную температуру хранения.

Для каждого вида консервов есть своя технология изготовления. Но каждая из позиций грубейшим образом нарушалась.

В емкостях для технической кислоты хранилось растительное масло для производства. Когда консервы направили на экспертизу, часть из них содержали болезнетворные бактерии, часть — вонючую кашицу. Но даже в тех, которые по микробиологии были безопасны, по заключению экспертов в несколько раз было превышено содержание соли. Состав не соответствовал заявленному содержимому.

Микробиологическая лаборатория на предприятии не функционировала. В итоге консервы не соответствовали ни ГОСТу, ни санитарным нормам.

«А качество наших консервов всегда проверяет заводская лаборатория, поэтому мы еще раз можем заявить, что консервы из плохой рыбы мы не делаем». Это строки из письма в редакцию «Маяка» подписанного директором Ниной Хоменковой и коллективом («Маяк» от 17 октября 2006 года).

Были выявлены факты возврата на комбинат из торгующих организаций либо некачественной продукции, либо продукции, срок годности которой истек. Доходило даже до того, что вздутые банки с помощью специального приспособления выправляли и вновь отправляли на продажу. Но и это не все: вздутые банки рубились, их содержимое перекладывалось в целые, приклеивались новые этикетки и реализовывались.

...Предприятия, которыми руководила Хоменкова, награждены дипломами, бронзовыми и серебряными медалями, золотым знаком. И все — «за высокое качество продукции». Следователи обнаружили на комбинате ряд распоряжений из офиса «Корпорации» (это вышестоящая организация) следующего содержания: «Изготовить в лабораторных условиях 10 банок консервов (идут названия) для выставки». Вот и получали медали... Сегодня можно только предполагать, сколько человек пострадали от деятельности коллектива Ручьевского рыбозавода.

Позднее раскаяние

Работники комбината видели, что они творят и понимали... «Они,— считает прокурор Станислав Румянцев,— по сути, были соучастниками преступной деятельности руководства. К уголовной ответственности можно было привлечь огромное количество людей. Им тяжело было найти работу, а здесь платили деньги, хоть и небольшие. Вот зарплатой Хоменкова их и повязала. С ее стороны был и шантаж. «Не получите зарплату, пока не напишете в налоговую инспекцию, что второй зарплаты не было». Люди прекрасно понимали, что делали. Раскаяние было на их лицах».

Финал

Несмотря на приостановление деятельности предприятия, Нина Хоменкова распорядилась и дальше производить продукцию, что дважды было зафиксировано судебными приставами. Это квалифицируется как использование полномочий должностным лицом в собственных интересах (ст. 201 ч. 1 УК РФ).

На состоявшемся 24 августа заседании суда прокурор Станислав Румянцев зачитал эти обвинения Нине Хоменковой (на момент судебного заседания она уже не работала в должности директора). Судебное разбирательство проходило в особом порядке — без рассмотрения доказательств. В прениях адвокат бывшего директора Людмила Шавкун представила суду документы, характеризующие подсудимую как общественного деятеля, вкладывающего немалые денежные средства в благотворительный фонд «Надежда» и на возведение храма. Ее деятельность отмечена почетными грамотами, благодарственными письмами.

Адвокат отметила, что ввиду огромной нагрузки, которая лежала на подсудимой как на директоре трех предприятий, ею был упущен контроль над деятельностью Ручьевского рыбозавода. Но, тем не менее, бывший директор Нина Хоменкова полностью согласилась с предъявленными ей обвинениями. Еще до суда она выплатила государству утаенные налоги в сумме 1100 тысяч рублей.

Последние слова подсудимой: «Я раскаиваюсь, сожалею о содеянном, в дальнейшем нарушать закон не буду». Судья Елена Никишина оглашает приговор — штраф в 130 тысяч рублей и лишение свободы на 2 года условно с испытательным сроком 2 года и лишение права занимать руководящие должности на предприятиях любых форм собственности сроком на 2 года.
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика