Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Беженцы из Украины. Они рядом с нами

Потерявшие всё люди ждут нашей помощи

18.09.2014  -  00:00

По щекам Юли не переставая текут слезы. Она вытирает глаза, судорожно вздыхает, пытаясь говорить дальше, но они снова наполняются влагой. Молодая женщина отводит затуманенный взгляд в окно: на реку, зеленые еще березы, но в нем отражается не мирный сентябрьский пейзаж, а страх. Она показывает на снятом из окна своей бывшей квартиры видео, где люди в камуфляже и закрытыми балаклавами лицами окружили ее родственника и спрашивают о чем-то, направив на него автоматы; стреляют вверх возле недавно игравших во дворе, а теперь застывших от ужаса детей.

Беженцы из Украины. Они рядом с нами
Беженцы из Украины. Они рядом с нами

По щекам Юли не переставая текут слезы. Она вытирает глаза, судорожно вздыхает, пытаясь говорить дальше, но они снова наполняются влагой. Молодая женщина отводит затуманенный взгляд в окно: на реку, зеленые еще березы, но в нем отражается не мирный сентябрьский пейзаж, а страх. Она показывает на снятом из окна своей бывшей квартиры видео, где люди в камуфляже и закрытыми балаклавами лицами окружили ее родственника и спрашивают о чем-то, направив на него автоматы; стреляют вверх возле недавно игравших во дворе, а теперь застывших от ужаса детей. Показывает и оставшуюся в Мариуполе маму, провожающую ее на вокзал, с которого она уедет в Россию. И снова горько, навзрыд плачет.

Главная проблема — жилье

Еще не так давно беженцев из Славянска, Краматорска, Луганска, Донецка принимал Мариуполь. Люди селили их в свои дачи и комнаты в квартирах, делились деньгами, едой и одеждой. Теперь мариупольцы сами бегут кто куда. Когда в десяти километрах от города, в Новоазовске, раздались первые взрывы, а буквально за ее много­этажкой вырос блокпост с вкопанными в землю танками, Юля, подхватив десятилетнюю дочку, уехала в Россию. Здесь, в Сосновом Бору, на строительстве атомной станции работает ее муж. Поселить женщину с ребенком в рабочем общежитии, в комнате на шесть человек, было невозможно, и им пошли навстречу, выделили семейное общежитие.
Так повезло очень немногим беженцам с Украины. «Титан-2» и НИТИ смогли выделить для них двенадцать комнат. Тринадцатую, уже вообще вопреки всему, освободив от чего-то, дали Юле. Больше жилья для беженцев в городе нет. Совсем. Их устраивают у себя друзья и родственники, порой очень дальние, как говорится, «седьмая вода на киселе», они объединяются в однушках по несколько семей. Но бывает и такое, что жить просто негде. Тогда на помощь приходят волонтеры и селят людей в своих квартирах и на дачах.

Координационный центр — в администрации

«Жилье — главная проблема»,— говорит помощник главы администрации Дмитрий Павлов. К нему в 105 кабинет беженцы идут практически сразу после приезда. Там узнают, что нужно сделать, чтобы получить статус временного переселенца (это быстрее и проще, чем статус беженца), дающий право на работу без специального разрешения и получение медицинского страхового полиса. Оттуда их отводят в помещение, где хранится гуманитарная помощь, собранная сосновоборцами в центре «Надежда». Там подсказывают, где нужны рабочие руки, и помогают связаться с потенциальными работодателями. Поэтому, наверное, рассказывая, как и в чем им помогли в администрации, некоторые беженцы наивно называли молодого Дмитрия Александровича мэром, благодаря за отзывчивость. Моя же беседа с помощником главы продолжалась недолго: за дверью собралось человек десять украинцев с детьми, пришедших за гуманитарной помощью, надо было идти.

Волонтеры и гуманитарная помощь

Гуманитарную помощь для беженцев собирают и по призыву администрации в центре «Надежда», и силами волонтеров. Предприниматель Маргарита Букина начала собирать ее еще в июне, когда приютила родных из Краматорска, которые бежали из дома чуть ли не в домашних тапочках. Потом благодаря «сарафанному радио» за помощью к ней на предприятие потянулись новые и новые беженцы из горящих украинских деревень и городов. «Днем мои сотрудницы собирали вещи и продукты,— рассказывает Марина,— а вечером отвозили беженцам». Таким же благородным делом занимались и занимаются и другие волонтеры, в числе которых и несколько известных в городе предпринимателей.
Сейчас поток беженцев спал, и добровольной работы стало меньше. Но все равно самого необходимого часто не хватает. Люди уезжали из дома в самую жару, собираясь впопыхах, не прихватив с собой даже теплых вещей. А ведь на носу зима. Поэтому первое, что требуется, — шерстяные свитера, теплые брюки, куртки, пальто. Разумеется, вещи должны быть чистыми и не рваными.
Нужна обувь. Марина, уехавшая в Сосновый Бор, где она когда-то жила и работала, из Макеевки с дочкой и внуком на руках, рассказывает, как практически сразу по приезде у нее порвались единственные туфли. Хорошо, что среди «гуманитарки» нашлись подходящие по размеру.
Нужно постельное белье, подушки и одеяла. Иногда даже ортопедические. Как, например, Наталье, приехавшей с мужем из горящего Краматорска (на днях в новостях она увидела, что ее дом разрушен и возвращаться больше некуда). Она перенесла ряд операций на позвоночнике и, хотя работники общежития заботливо положили на ее панцирную кровать ровную доску, практически не может спать на обычной постели.

Детям нужно вернуть детство

Детям, а их приехало немало, сосновоборцы несут одежду и игрушки. Комната шестилетнего Дани из Макеевки, в которой он теперь живет с мамой и бабушкой, буквально завалена плюшевыми зверюшками. Он засыпает только обложившись ими кругом, тесно прижавшись к бабушке: только так чувствует себя в безопасности, хотя уже почти не пугается людей в военной форме и звуков салюта. Даня, как и еще одиннадцать малышей с Украины, пошел в детский сад — это заслуга комитета образования, выделившего деткам места в дошкольных учреждениях. Бабушка радуется: мальчик всегда будет сыт. Но купить ему для садика тапочки мама, устроившаяся посудомойкой, пока не может. И фруктов малыш не видел давно, а конфетки бабушка выдает ему по две каждый день. Одну он всегда относит двухлетнему малышу, что живет в соседней комнате и уже не закрывает ручками ушки, услышав гул соседней стройки, напоминающий шум войны. «Даня молодец, все понимает и ничего не просит»,— гордится внуком бабушка.
Среди приехавших к нам с Украины детей есть и школьники. 27 ребят 1 сентября пошли в городские школы. Скоро пойдет в четвертый класс и дочка Юли, Марина. Во многих школах ребятам помогают с учебниками, где-то организовали и бесплатное питание. Но многим еще нужна форма и канцелярские принадлежности. И, как всем нормальным детям, — фрукты и конфеты.

Одни и без денег

Родители порой этого просто не могут купить — на первых порах денег у большинства беженцев просто нет. Несколько месяцев на Украине многие не получали пенсии и зарплаты и, уезжая, тратили последнее на билеты. «Съедают» средства и телефонные разговоры с оставшимися на Украине родными. Узнать, живы ли, здоровы, им важнее, чем поесть. Ночи проходят без сна в волнении за оставшихся дома близких и иногда — в слезах, когда выясняется, что кто-то из близких пропал, ранен или погиб, знакомый дом разрушен. Купить продукты иногда просто не на что. Администрация не может выделить деньги на беженцев, так как при формировании бюджета никто и подумать не мог о том, что с Украины хлынет поток переселенцев. Областные и федеральные средства для помощи беженцам город тоже пока не получал. Потому так важна собранная сосновоборцами гуманитарная помощь, в том числе и продукты длительного хранения.
Впрочем, бывают и куда более важные нужды. Лекарства. Хотя волонтеры и собирают средства первой необходимости, помочь людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, часто нечем. В этом старается помочь администрация, выделяя через комитет социальной защиты населения деньги (к сожалению, небольшие) на покупку жизненно необходимых лекарств.

Благодарны за все

Но беженцы очень благодарны любой помощи и даже просто доброму слову и отношению, не перестают повторять, как они благодарны приютившей их России, всем жителям города, которые им помогают. «Еще в апреле я не могла представить, что уеду из родного города под обстрелом, бросив все,— говорит Светлана из Славянска,— а теперь радуюсь тому, что жива, что муж рядом, а дочка может продолжать учиться в российском университете. Тому, что кругом много отзывчивых людей».
Эта семья, как и те, кому больше некуда возвращаться, решила связать свою жизнь с нашим городом. Светлана устроилась на работу по профессии — школьным учителем. Но среди 183-х (из обратившихся в администрацию) или более пятисот (по подсчетам волонтеров) беженцев немало и тех, кто решил, когда стало чуть спокойнее, на свой страх и риск вернуться на Украину. И убегающих к нам от войны тоже, к счастью, стало меньше. Но волонтеры боятся, что это ненадолго, и еще нахлынет вторая волна тех, кто приедет в наш город спасать свою жизнь.

***

Нужны вещи и продукты

Сбор гуманитарной помощи для беженцев с Украины ведется по будним дням по адресу: ул. Ленинградская, д. 19 (центр «Надежда») с 8 до 17 часов (центр работает круглосуточно, и при необходимости вещи нуждающиеся смогут взять и позже).
Принимаются чистые вещи в хорошем состоянии для детей и взрослых и продукты в фабричной упаковке с длительным сроком хранения.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика