Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

И балет, и блокада, и фронт

19.03.2012  -  00:00

Ей недавно исполнилось 90 лет. Но не верится, что у этой энергичной, жизнерадостной, подвижной женщины такой возраст.

И балет, и блокада, и фронт
И балет, и блокада, и фронт

— А сколько пережито! Каким тяжелым было время до замужества!— говорит Валентина Александровна Фроль, верная подруга нашего знаменитого земляка и неуемного краеведа Антона Антоновича, почетного гражданина Соснового Бора. Она — из крестьянской семьи, что жила в начале 20-х годов в деревне Русаново на Тверщине. Когда переехали в Ленинград, отца у Валентины уже не стало, мать «тянула» как могла двух дочерей.

Подруга уговаривала учиться скрипке, а ее страстным желанием был балет. Уроки брала у частного наставника. Но выяснилось, что платить нечем. По всем правилам он должен был расстаться со своей ученицей, но она так отлично воспринимала его науку, что он стал заниматься с ней безвозмездно. В 31-м году открылась школа художественного воспитания детей, куда девочка и поступила. Учителя были истинными профессионалами и быстро определили ее способности. Затем была балетная студия в знаменитом Доме культуры имени Горького.

А когда началась война, пришлось расстаться с балетом... Ее направили работать на молочный комбинат. Это были годы блокады, и на комбинате был особый цех, который ничего общего не имел с молочными продуктами. Там точили болванки для снарядов. Именно там и привелось работать «балерине», как любовно называли ее подруги.

Рабочие получали карточки и сдавали их в контору для обедов. А Валентина свои утеряла. И за столом хлеб лежал только перед соседками, и чай она пила без сахара. В тот день, когда она увидела кусочек хлеба и на своем месте, девушка потеряла сознание.

— Представьте, что я из своего скудного пайка ухитрялась и маме передавать частичку. Исхудала, истощала. Решила проситься на фронт. В военкомате приняли мое заявление и даже поздравили: «Будете служить в отряде особого назначения!»

Это был по сути дела банно-прачечный комбинат, куда привозили с передовой людей, грязных, завшивленных, с бельем, которое не стирали месяцами. И надо было видеть, какими счастливыми, довольными тем, что одеты в чистое и сухое, уезжали они снова воевать!

С Антоном Антоновичем поженились они в 51-м году. У него это был второй брак, и молодой жене он «подарил» трех детей, оставшихся без родной матери. И еще трое родились. Всех подняли, всех вывели в люди! Хотя профессия у Фроля была скромная — занимался техникой в НИТИ. Потом, когда Ручьевский рыбозавод обзавелся своим судном, директор завода пригласил его судовым механиком на рефрижераторный корабль. А Валентина стала заведовать клубом в Устье. Но жалкой была зарплата — всего 54 рубля в месяц. И тут завод котельно-вспомогательного оборудования (ставший позже машиностроительным) стал набирать девчат на курсы крановщиков. В их число попала и Валентина.

Три года работала на кране, но случилась беда — застудила ноги. Затем почти два десятилетия работала копировщицей в конструкторском отделе.

—...Подошел срок моей пенсии,— вспоминает Валентина Александровна.— Я познакомилась с Нелли Ивановной Артюх и стала брать у нее уроки игры на фортепиано. Смерть мужа перенесла очень тяжело. Для меня он был всем — родным и любимым, замечательным умельцем. Но не подумайте, что я в свои годы лежу на печке и живу одними воспоминаниями! Выступаю в ансамбле «Проталинка» при культурном центре «Гармония». Руководит нашим коллективом Зинаида Коростылева.

Расставаться с музыкой я не собираюсь. Мы еще на мое 100-летие такой концерт устроим, что публика будет в восторге!

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика