Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Круг вопросов — в пределах местного интереса и местного хозяйства

17.09.2014  -  00:00

Беседуем с Николаем Межевичем, доктором экономических наук, главным научным сотрудником института проблем региональной экономики российской Академии наук.— Николай Маратович, 14 сентября в Ленинградской области единый день голосования. Пройдут выборы в органы местного самоуправления. Есть повод задаться вопросами — что такое органы местного самоуправления, когда они возникли, зачем они нужны.— Давайте начнем с истории. При Петре Первом в 1699 г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.

Беседуем с Николаем Межевичем, доктором экономических наук, главным научным сотрудником института проблем региональной экономики российской Академии наук.

— Николай Маратович, 14 сентября в Ленинградской области единый день голосования. Пройдут выборы в органы местного самоуправления. Есть повод задаться вопросами — что такое органы местного самоуправления, когда они возникли, зачем они нужны.
— Давайте начнем с истории. При Петре Первом в 1699 г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.
Екатерина II много сделала для того, чтобы крестьянская община объединила жителей одного населенного пункта и именно с этого уровня и начиналась власть в государстве. 21 апреля 1785 года был принят этот важнейший в истории местного самоуправления в России документ: «На права и выгоды городам Российской империи». В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правилах для них.
Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось: «Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных — губернских или уездных инстанций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест».
— Получается, именно тогда первый раз был оформлен принцип отделения местного самоуправления от государственной власти?
— Именно так! Автономность от государственной власти, но не от власти в государстве. Это же и записано в действующей Российской Конституции.
— Хорошо, теперь проблемы. Какие главные проблемы и задачи стоят перед местным самоуправлением?
— Никаких специфических российских проблем местного самоуправления нет. К примеру, бюрократизация местного самоуправления — это проблема от Австралии до Исландии. Поиск оптимального размера местного самоуправления также не прост и все этим занимаются.
В большинстве европейских стран аккуратные реформы местного самоуправления проходят по линии «укрупнение — разукрупнение». Слишком мелкие самоуправления финансово слабы, но отвлекают на свое содержание значимые средства. Крупные самоуправления, охватывающие несколько населенных пунктов, утрачивают свое главное преимущество — близость к населению, знание проблем «на земле». В Финляндии, например, недавно прошло укрупнение органов местного самоуправления.
— А у нас?
— Реформа местного самоуправления в Ленинградской области связана с двумя основными задачами. Во-первых, объединение администраций муниципального района и городского поселения, которое является административным центром района. Это было сделано в Выборгском, Подпорожском, Приозерском, Тихвинском, Тосненском, Сланцевском, Бокситогорском, Волосовском, Волховском, Кингисеппском, Киришском, Лужском, Лодейнопольском, Гатчинском районах.
Второе направление реформы — объединение муниципальных образований — поселений первого уровня. Причины те же, что и у финнов: малонаселенность, а главное — дотационность. В результате реформирования системы МСУ повышается не только эффективность работы органов местного самоуправления, но и качество деятельности муниципальных служб.
Наша специфическая проблема, в общем-то,— низкий уровень доверия к органам местного самоуправления. И вот над этим в первую очередь надо будет работать как исполнительной власти, так и новым составам ее представительной ветви.

Николай Петров

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика