Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Научили наукам и отразились в душе. Посвящается нашим учителям

5 октября — День учителя

05.10.2022  -  11:13

Это происходит незаметно. Тебе кажется, что ты просто живёшь, как все ходишь в школу, что-то учишь, выполняешь какие-то задания, в общем-то почти и не разговариваешь с учителями, если тебя не вызывают… Но, если задуматься, то получается, что, к примеру с учителем начальных классов ты проводишь время не меньше (а то и больше), чем с родителями. Что и через 5, и через 45 лет после окончания школы ты прекрасно помнишь многих своих учителей — они остались в твоей душе навсегда. Каждый как-то отразился в ней, чему-то научил, и не всегда это было связано с конкретной наукой. Не так уж много среди взрослых тех, кто регулярно поздравляет своих учителей с праздниками. Но помнят их, конечно, все. Я окончила школу № 3 в Сосновом Бору, и сегодня хочу назвать своих учителей. Их имена знают многие сосновоборцы. Мне жаль, что не могу назвать всех замечательных учителей нашего города. Но с благодарностью и теплотой вспоминаю тех, кто преподавал в нашем классе.

На линейке 1 сентября напротив школы № 3
На линейке 1 сентября напротив школы № 3

Тамара Георгиевна Добрынина казалась нам строгой и даже порой суровой, рассказывала о блокаде, которую пережила в детстве и была богом математики. Учась у неё, я не знала что такое учебник, он был практически не нужен — хватало уроков. Всё было четко и ясно, легко решалось, и особенно приятно было на геометрии рисовать в конце квадратик: что и требовалось доказать.

Людмила Ивановна Моховикова — химия в ее исполнении была прекрасна, понятна, исполнена логики и смысла. Это был единственный предмет, который мне не пришлось потом отдельно готовить к экзаменам в университет, и который я сдала там на «пять». Обучая нас своему предмету, каким-то хитрым образом это умение делать логические заключения и устанавливать причинно-следственные связи Людмила Ивановна вложила в наши головы по отношению ко всему, не только к химии. У нас, в отличие от царских гимназий, в школе не было предмета «логика». Но нас ей научили, и это очень пригодилось в будущем.


На фото: слева Людмила Ивановна Моховикова, справа Валентина Яковлевна Соболева

Русский язык и литературу нам преподавала совершенно кинематографическая красавица Лариса Сергеевна Зарубина, которой в классное руководство в нашей большой «параллели» попал спортивный класс. Она ничего нам не навязывала, помогла одолеть классику, научила грамотно и красиво излагать свои мысли. И, кажется, обладала каким-то особым даром сплочения — её спортивный класс был, наверное, самым дружным в потоке, и таким и остался.

Дина Александровна Люлина — миниатюрная, с добрыми глазами учитель физики внушала нам уважение. Мы, как завороженные, следили за её тяжелой указкой, пытаясь постичь сложность законов мироздания. В лаборантской было множество приборов, особенно притягательных для мальчиков. И, надо сказать, многие наши одноклассники пошли по пути, на котором им очень пригодилось знание физики.


На фото: слева Валентина Андреевна Гололобова, справа Дина Александровна Люлина

Алла Кирилловна Клепикова — преподавала нам английский язык вроде бы играючи — легко и совершенно не напрягая нас. Тем сильнее было моё изумление, когда уже в университете, при распределении по итогам тестирования в группы по знанию языка (от тех, кто вообще его не учил до тех, кто окончил «английскую» школу), меня определили в группу тех, кто поучился в «английской» школе. Так нас научили. Во второй части нашего класса английский язык также очень хорошо преподавала Маргарита Анатольевна Тихоненко.

Галина Александровна Найденкова и Валентина Яковлевна Соболева — преподаватели биологии — открывали картину живого мира. В ботанике — зоологии — анатомии — общей биологии очень много говорится про строение организмов и вообще того, что надо просто запомнить, вызубрить. А это нелегко. Но умело построенные уроки позволили нам без особых трудностей выучить огромный материал и при этом не потерять интерес к живым существам — от вируса до человека.

География представлялась мне в школе совершенно сказочной наукой о далёких странах. Тетради с таблицами по климатическим поясам у многих стали настоящими шедеврами и окошком в иной мир. А уже в старших классах, легендарный директор первой сосновоборской школы Константин Георгиевич Пачезерцев заставил нас сделать невозможное — мы легко заполняли контурную карту Китая с головоломными названиями городов и соответствующей промышленностью.

Историк Вера Ивановна Колесникова накрепко вложила в нас соответствующее тому времени представление о том, что крутит колесо истории (изменились условия и орудия труда…). Некоторое время нам также преподавала историк, как говорится «от бога», Нелли Ивановна Ненашева — и с тех пор из всей иностранной истории период французской революции крепче всего остался в моей голове: с датами, именами и сложными судьбами.


На фото — школа № 3

Учитель труда (у нас его называли «домоводство») Нелли Петровна Мартынова не просто учила девочек что-то готовить и что-то шить. Готовка шла по полной программе — от красивых бутербродов до настоящего борща. Шитье тоже: не просто фартуки и наволочки, а составление хороших выкроек на себя и настоящее сложное моделирование. В результате многие девочки выпускные платья сшили сами. Все эти умения очень пригодились потом в жизни. А ещё она знакомила нас с модными журналами и рассказывала о «последнем писке» моды, мы были в курсе модных тенденций.

Петр Александрович Новиков и Тамара Константиновна Луцкая — учителя физкультуры. Казалось бы — ну что такого особенного: физкультура в школе. Но мы шли туда с большим удовольствием. И не только потому, что там не вызовут к доске. А ещё и потому, что там было интересно. Чего стоили хотя бы только бревно и брусья на гимнастике. А гонки на лыжах на сдвоенных зимних уроках! Правила разминки и спортивного рывка, правильное дыхание, чувство баланса, достижение, казалось бы, недостижимого для тебя предела — всё это осталось с нами.

Нельзя не вспомнить Веру Казимировну Курочкину, которая всего раз в неделю вела у нас уроки пения. Мы у нее не только пели хором в классе огромное количество песен (а некоторые и в школьном хоре, и солистами), но и выучили нотную грамоту, и даже попробовали игру на некоторых инструментах (ксилофон, металлофон).

Черчение у всех вела директор школы № 3 Валентина Андреевна Гололобова — тогда мы поняли значение точности размеров и чёткости линии. Очень многим черчение пригодилось потом при получении дальнейшего образования.


На фото в центре Валентина Андреевна Гололобова

И, конечно, в самой глубине школьной памяти — первая учительница — местная уроженка Зоя Павловна Лукина. Видимо оттуда идет душевное отношение к местной истории. И ещё одно имя вспоминается из начальных классов: преподаватель истории Виссарион Андреевич Луговой. Он работал пионервожатым. И, хотя мы были ещё малы для пионеров, всё равно запомнили его, потому что пионерская была открыта для всех и всегда. А какие «Зарницы» он проводил — в памяти осталось волшебное ощущение «разведки» в сосновом лесу и буквально полета по песчаным дюнам.

Отдельное слово — о Надежде Прокофьевне Грозной — школьном библиотекаре. Библиотека всегда была для меня местом притяжения. И у Надежды Прокофьевны всегда находились не только учебники и литература по программе, но и множество удивительных книг, которые в то время было невозможно купить. Все мои пути в школе всегда лежали через библиотеку.

Здесь, к сожалению, невозможно назвать всех. Но каждый, кто был учеником, помнит многих своих учителей. И в своей памяти обращается к ним с уважением и благодарностью.


На фото — автор этого текста Нина Князева

Ранее «Маяк» сообщал о том, что наша землячка Татьяна Борисова — в числе 15 лауреатов Всероссийского конкурса педагогов-психологов.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика