Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
*Поля, обязательные для заполнения.
Она работает с дошколятами и учениками начальных классов по программам, нацеленным на развитие речи: «Читайка +Театр» и Малиновая кошка», а ребят постарше, у кого обнаруживается языковое чутье и желание развиваться, приглашает на программу «Эффект» и занимается с ними индивидуально. Дети проводят исследования, создают проекты, связанные с культурой в разных ее аспектах. Так, вместе с 9- летней Марой из семьи с хорватскими и коми-пермяцкими корнями они нащупали то, что она захотела взять из традиций ее предков в свою собственную жизнь и что станет ее ресурсом.
Как вам конкурс?
— Еще во время подготовки мне очень помогли мои коллеги, спасибо им. А на конкурсе я увидела свою работу и общие наши проблемы с другого ракурса, убедилась, что других педагогов вдохновляет и мучает то же, что и меня. Был опыт открытого занятия, самоанализ, обсуждение планов интеграции общего и дополнительного образования, командная работа. Сейчас акцент перемещается на воспитание… И вот нашей команде дали задание разработать дорожную карту о том, как встроить духовно-нравственное воспитание в программы дополнительного образования. Все мы придумали, кроме одного: как измерить результат. Усвоение учениками информации проверяемо — теми же экзаменами в форме тестирования, а тут неизмеримые категории и эффект может быть отсроченным. Профессия педагога как воспитателя этим и сложна, она отнюдь не пафосная, а будничная, хотя много красивых слов о ней говорят. Изо дня в день идти к цели, которую ты, может, никогда и не достигнешь.
Многие считают, что дополнительное образование — полезное развлечение или подготовка в вуз, основные — то знания дает школа.
— Не умаляю значения школы и не вижу иной системы проверки результатов обучения, чем существует в школе, но, как утверждалось на конкурсе, педагоги социально-гуманитарной направленности помогают человеку освоиться в мире.
Развитие речи как на это влияет? Сейчас детей все больше агитируют на техническую сферу, стране нужны рабочие руки.
— Но неплохо бы всем — инженерам, врачам, электромонтерам — научиться говорить хорошо. Не в логопедическом смысле, а в плане развития культуры речи. По
наблюдениям дефектологов, все больше детей с речевыми проблемами. Умеют читать,
понимают, о чем, но не умеют пересказать, задавать вопросы, у них скудный словарный запас из-за отсутствия речевой практики.
И много сорных слов, ненормативной лексики…
— В быту и в паблике сняты многие табу и ограничители и отсутствуют регуляторы: что можно, что нельзя. Помимо семьи ребенку нужен ещё кто-то, кто будет говорить с ним о чувствах, о добре и зле, о том, что есть стыд, совесть, вина. Литература в этом плане благодатный материал. Человек не может прожить несколько веков, но может впитывать опыт поколений через книги. У литературы огромный воспитательный потенциал. Но палку нельзя перегибать, скатываясь на нравоучения. Литература показывает многомерность, сложность, противоречивость бытия. Ребенок, читая, ставит себя на место героев, а в хорошей литературе нет чисто положительных и отрицательных персонажей. Она и том, что человек меняется и может исправлять ошибки. Педагог нашей сферы может «копать вглубь», в этом смысле он более свободен. Моя задача — не научить читать, а приучить обращаться к книгам. Изучение литературы дает возможность рефлексии и создает ресурс, которым человек пользуется всю жизнь
Ваши пожелания учителям?
— Тем, кто пришел в педагогику по любви, я желаю беречь себя, следовать инструкции из самолета: «Сначала — маску на себя», это выражение стало метафорой. Находить время на свои увлечения, наполнять себя тем, что вас радует, потому что для того, чтобы что-то отдавать, надо этим обладать.