Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Там, где заканчивается земля

Мыс Рока в окрестностях Лиссабона — самая западная точка нашего континента

09.07.2012  -  00:00

«Там, где заканчивается земля» — так образно называют свою страну португальцы, намекая, что о берега ее бьются волны Атлантического океана. Да и есть естественное напоминание о том, что здесь заканчивается континент — CobadaRoka — мыс Рока в окрестностях Лиссабона, самая западная точка нашего субконтинента.

Там, где заканчивается земля
Там, где заканчивается земля


Как каждая уважающая себя столица, Лиссабон стоит на семи холмах. Главная авенида четко прочеркивает кварталы домов по обе ее стороны. И что примечательно: ни одного небоскреба! Архитекторы постарались свой главный город страны выстроить красивейшим в мире. Ни одно здание не походит на другое. Там в 12-м веке строили дома, украшенные лепниной, и эта тенденция сохраняется. Через каждые несколько кварталов — площадь, и в ее центре — памятник. По-моему, по количеству их равных Португалии нет. Их возвели не только в память королей и герцогов, но и первооткрывателей, великих мореходов, которыми так славится эта держава.
Особенно здесь чтут память о Магеллане и Васко да Гаме. В кафедральном соборе есть усыпальница знаменитого моряка. Говорят, Васко да Гама умер в Индии, но прах его перевезли в Лиссабон и перезахоронили на родине героя. Самый длинный, по уверениям португальцев, мост (17 километров — его протяженность) назвали именем морехода. И десятки вузов, колледжей, улиц и площадей.
А мост, что соединил берега реки Тежу, легкий и кажущийся ажурным, но на самом деле на его устройство ушли сотни, если не тысячи тонн стали, назвали поначалу в честь диктатора Салазара, когда он был еще у власти, а после революции он носит ее дату «25 апреля 1974 года».
В столице Португалии главная забота проектантов и строителей — укрепление сейсмичности. Никто не забывает о страшном землетрясении и цунами, которые произошли в 1755 году, когда город был буквально сметен волнами, поднявшимися после моретрясения. Подводные тектонические плиты наползли друг на друга и вызвали такую волну, что крушила все на своем пути — и дома, и людей. Она уползла за 150 километров от берега и оставила крестьян этого района без урожая.
Но такая «невысокость» — 5, 8, 9 этажей — делает Лиссабон каким-то домашним. Его узкие, маленькие улочки разбегаются от авенид, как ветви огромного баобаба и они такие тесные, что единственный автомобиль, пробирающийся по ним, кажется, вот-вот коснется своими бортовыми зеркалами за стены домов.
Вызывают какое-то умиление маленькие трамвайчики, бойко взбегающие на горки. И так же торопливо катящиеся вниз. Всего один вагончик, мягкие сиденья, широкие окна — и почему-то всем пассажирам хватает места. А взобравшись на горку, видишь привлекательнейшую панораму: море зелени, а за ней — зелено-синяя гладь воды, по которой скользят пузатые корабли и крылатые яхты. И деловито снуют маленькие водные трамвайчики, перевозящие пассажиров с одного берега на другой или катающие туристов.
Есть в Лиссабоне свое очень уютное метро. Залегает оно метрах в десяти-пятнадцати от поверхности земли, и потому почти не встретишь эскалаторов. Несколько ступенек вниз, и ты уже на перроне. Сиденья расположены не вдоль стен, а маленькими купе на шестерых седоков. А остановки так часты, что не успеешь отъехать от одной, как машинист тормозит уже, подъезжая к другой.
Населения в самом Лиссабоне немного — меньше 800 тысяч, а в Большом Лиссабоне, вобравшем окрестные города и городки,— два с половиной миллиона. Но это потому, что предприятия находятся не в черте столицы, а за ее пределами. А чтобы рабочим и инженерам далеко не ходить, дома для них построили рядышком.
Население — интернациональное. Немало чернокожих из бывших португальских колоний, китайцы, вьетнамцы, испанцы, французы и... 80 тысяч русскоязычных, выходцев из Советского Союза. Для них специально издаются на русском языке две газеты «Слово» и «Моя Португалия». Абсолютно независимые, живущие за счет рекламы. Много самых последних новостей из России, Украины, Молдовы.
«Слово» не обошло вниманием и меня. На первой полосе поместили «анонс»— фото и заголовок «Россиянин Карл Рендель написал о Португалии». А на 15-й странице дали целую полосу с фотографиями и предложением переиздать роман «Агент влияния»на их родном языке. Отношение к русским — самое искренне-доброжелательное. Когда слышат, что ты из России, лица расплываются в доброй улыбке.
...А теперь возвратимся на мыс Рока. Каждый гость земли «на краю Старого Света» старается сфотографироваться на память у огромного креста, возвещающего, что здесь самая западная точка Европы. А чтобы у вас осталась память и вам поверили друзья, получите сертификат, удостоверяющий это событие.
Постарайтесь и вы, дорогие земляки, побывать на этом скалистом и прекрасном клочке нашего континента.

  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика