Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Тамара Зуева, водитель с 45‑летним стажем: Любите свою работу — это здорово!

30.03.2018  -  16:36

Тамара Васильевна Зуева сидит за рулем 45 лет. Из них 36 лет она отработала в сосновоборском Управлении автотранспорта (УАТ), а позднее, на пенсии, стала таксисткой. 22 марта, во Всемирный день таксиста, эта удивительная, всегда излучающая жизнерадостную энергию женщина рассказала корреспонденту «Маяка» о своей любимой работе и о себе.

IMG_5348.jpg

Тамара Зуева: Я еще в юности, сев за руль, испытала восторг. И до сих пор его ощущаю. Люди, любите свою работу — это здорово!

— Тамара Васильевна, в молодости Вы сразу определились с профессией?
Не совсем. После школы я из Ярославля приехала в Питер поступать в горный институт. Но не получилось, пошла на работу. Окончила курсы крановщиков и работала на высотном башенном кране: строила один из корпусов здания Лениздата, здания института в Песочном, дома в Выборгском районе, на улицах Карбышева, Орбели, проспекте Мориса Тореза (гостиница «Спутник») и других, потом здания в Кронштадте… Башенный кран позволяет видеть сверху красоту необыкновеную. Но путь на кране слишком короткий: от тупика до тупика. А хотелось скорости и дороги, я всегда с удовольствием наблюдала, как женщины водят машину, и я им искренне завидовала… Еще в детстве, школьницей, мне дали погонять на машине по полю. Я села за руль — будто домой пришла, и запомнила это ощущение.

— Как же Вы реализовали свою мечту?
Когда я была в послеродовом декретном отпуске, то попросила мужа узнать, есть ли курсы водителей, где берут женщин. Мы приехали с семьей в Сосновый Бор, и я сразу пошла в УАТ. Вместе с ребенком, которому тогда был год и три месяца. Начальник отдела кадров удивился, но, тем не менее, меня приняли на курсы в декабре 1973 года. А я шла целенаправленно: знала, куда иду. Я не ошиблась и не заблудилась, и в УАТ пришла не за жильем и не за детским садиком, я шла учиться водить и работать водителем.
Нас обучал Алексей Егорович Кузнецов, на ЗИЛе. Учили, как профессионалов, и через пять месяцев выпустили с двумя категориями (B, C). Через шесть лет, пройдя дополнительное обучение, я получила категорию D, а еще через два года — категорию E. С тех пор у меня 1‑й класс, чем очень горжусь.

— Как начиналась работа в УАТе?
Работать начала на бортовом УАЗике. Меня приадресовали к техническому отделу базы ОРСа — обслуживали магазины, школы, детские сады, столовые. И буквально с первых дней уже ездила в Ленинград, возила агрегаты на ремонт со всех столовых школ, детсадов, магазинов. Работала на разных машинах, и это, конечно, сложнее, чем на одной. Бывало, что доставались и плохие машины, но я никогда не отказывалась от поездки.

— Наверное, отлично знаете и весь город, и окрестности.
Да, конечно, и не только. Ездила много в Питер — там довольно напряженная работа: за раз — по 4–7 адресам, перекрестки, светофоры, ранний выезд, позднее возвращение… К 1980‑м годам исколесила весь Питер, стало скучно, захотелось попробовать Москву. Выпросила командировку, но дали сначала Ярославль. Конечно, поехала. Потом была Калуга, а потом и Москва, потом — Тула — и все за одно лето 80‑го года. Я называю эти поездки «Фильм «необыкновенное чудо» в четырех сериях»! Ездила и в Эстонию, на цементные заводы, в Латвию. Если в течение недели не выезжаешь за пределы города, то начинаешь скучать, хочется чего-то нового. Хочется попробовать новые дороги: чем дальше, тем интереснее!

— А если что сломается в дороге? Как женщине-водителю быть в такой ситуации?
Поломок серьезных не было, всегда была уверена в своих машинах. Но иногда кое-что случалось. Вот как-то в командировке в Рыбинске у меня там сгорел глушитель. А это почти родные края, я и поехала домой «с треском» — и там родные помогли починить.
С ключами, конечно, приходилось возиться на техобслуживании. Но на улице, в поездке — нет! Столько мужчин всегда кругом, которые с удовольствием помогут на дороге! Я, кстати, никогда не прошу о помощи, я спрашиваю «Нет ли желания помочь?». И если у человека есть возможность, он всегда с удовольствием поможет.

— Вам приходилось возить известных в Сосновом Бору людей?
К примеру, вашего бывшего главного редактора «Маяка» Николая Захаровича Сбитнева или главного архитектора Юрия Тимофеевича Савченко. Когда директору ДК Михаилу Рафаиловичу Рафаилову дали «Рафик», он попросил, чтобы его возила я. Когда в Сосновом Бору запустили хлебозавод, меня пригласил к себе его директор — Владимир Александрович Коровников, у него я проработала семь лет — очень хорошая работа, вкусная (смеется). Возила и знаменитостей. Благодаря своей работе, побывала у Эдиты Станиславовны Пьехи, лично возила Ольгу Воронец, Игоря Скляра, Валентину Толкунову, Владимира Ордина…

— Попадали ли когда-либо в аварию?
Боже упаси — никаких аварий, никогда. Я уважаю Правила дорожного движения.

— Как Вы пришли в такси?
До пенсии, да и уже будучи на пенсии, работала в родном УАТе. И руководство относилось ко мне с уважением. Но попала под сокращение в числе других пенсионеров. А без руля — не могу! И решила поработать в такси. Купила свою машину, выбрала фирму, где мне комфортнее и душевнее показалось работать… У меня и номер не случаен — семьдесят вторая. Помните — у Высоцкого есть песня «Ноль-семь». И там такие слова: «семьдесят вторая, жду, дыханье затая…». Поскольку я Тома, то и семьдесят второй номер — мой.
Я бы и работой это не назвала: я не в смене, не в графике. Это потребность души, удовольствие.

— Пассажиры бывают разные. Каждого ли Вы повезете?
— Нет, я отказываюсь от пьяных — у меня аллергия на них. Я звоню в фирму, чтобы прислали другую машину. Пассажиры в большинстве доброжелательны, бывает, что с удовольствием поддерживают беседу, а бывает, что и молчком едем.

— Вы всю жизнь работали на машине. А приходилось ли ездить на машине на отдых?
Да, не так давно съездила на машине к родным в …Норвегию. Удивила и родственников, и саму себя. Проводив сына с семьей в отпуск в теплые края, поймала себя на мысли: «Паспорт есть, виза есть, в машине я своей всегда уверена… Не прокатиться ли мне?».

— Как это у Вас получилось — проехать через всю Финляндию, пересечь Швецию, не зная языка?
— О, это отдельный разговор. Навигатором не пользовалась, не доверяю. Мне интереснее и проще так. Когда я начинала сомневаться в дороге, то останавливалась, выходила и голосовала. Кто-то мимо проезжает. А кто-то и останавливался: «Инглиш?» — «ноу». «Дойч?» — «ноу, Рашен!». Называла название поселка, и мне подсказывали направление. А одна дама достала огромную карту Скандинавии, на ней отметила всю мою дорогу и подарила эту карту — очень душевно и приятно. И так почти две тысячи километров.

— Чем Вы увлекаетесь в жизни, кроме машин и вождения?
— Люблю коллекционировать. Собираю мини-модельки автомобилей, есть коллекция брелоков. Люблю фотографировать, замечать что-то такое в окружении и в природе, чего другие не замечают. В молодости много занималась спортом: бег на коньках, велосипед, волейбол, гребля на байдарках, академическая гребля, лыжи.

— Как относитесь к машинам?
— С любовью и с нежностью. Я с ними здороваюсь, когда прихожу, и прощаюсь, когда ухожу.

Что вы ощущаете, сидя за рулем?
— Я еще в юности, сев за руль, испытала восторг. И до сих пор его ощущаю. Люди, любите свою работу — это здорово!
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика