Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Лютеранская церковь или «водокачка»? Загадочная страница истории Соснового Бора

01.09.2023  -  11:44

Житель Соснового Бора, детство которого прошло в наших местах ещё до появления города, Валерий Золотухин с любовью рассказывает о родном крае. В том числе и о малоизвестных страницах его истории. Поднимает интересные вопросы. Сегодняшний его рассказ — об известном многим объекте в районе Заречье, который горожане называют «водокачка». Необычное здание на берегу Коваша всегда вызывало интерес. В своем рассказе Валерий Константинович предлагает интересную версию его происхождения. Слово — автору.

Фото Нины Князевой
Фото Нины Князевой

Три вокзала

Времена паровозов давно уже в прошлом, но думаю, что многим будет интересно приоткрыть эту страницу нашей истории. В 1927 году было открыто железнодорожное сообщение от станции Лебяжье до стации Веймарн. Три вокзала, уникальные своей архитектурой: Калище, Котлы и Веймарн, украсили этот путь. На станции Калище был построен трехпутный железнодорожный разъезд и пункт водоснабжения паровозов. С помощью водонасосной станции воду подавали из реки Коваш. В народе ее называли «водокачка».

Длина водопровода составляла примерно 800 метров. На современной карте водовод показан светло-коричневым цветом.

Путь водопровода на современной карте: 1 — водонасосная станция; 2 — водосборный резервуар; 3 — гидроколонки.

Железная дорога, как и автомобильная «каменка», были необходимы, прежде всего, Министерству обороны. В это время рядом со станцией Котлы создавался полигон на Копанском озере и бухте Пейпия для испытаний катеров на воздушной подушке, летающих «лодок», радиоуправляемых глиссирующих катеров, дальнобойных орудий на железнодорожных платформах и многое другое. Недалеко от станции Веймарн находились Лужский военный полигон и учебные лагеря Михайловской артиллерийской академии. Так что, строительство железной дороги быстро решилось в пользу Оборонного ведомства.

Водокачка и ее начальник Иванов

Главным элементом паровой железной дороги являлось водоснабжение. Оно включало: насосную «водоподъемную станцию», резервуар для воды (водонапорную башню) и распределительные устройства — гидроколонки. Водоподъёмная станция, в народе ее называли «водокачка», располагалась на берегу реки Коваш. Паровая машина «водокачки» работала на угле и крутила водяной насос, который качал воду из реки.

Это было сложное в инженерном плане устройство — почти настоящий паровоз!
Начальником водоподъемной станции был Иван Иванович Иванов. В годы гражданской войны он служил на флоте. В Великую отечественную войну защищал Ораниенбаумский плацдарм. Начинал работу кочегаром водоподъемной станции. Награжден знаком «Почетный работник Министерства путей сообщения». Всегда избирался в президиум на всех собраниях работников рыбоконсервного завода по случаю знаменательных дат страны. Это был очень скромный человек. Любознательным мальчишкам рассказывал о паровых машинах.

Вид «водокачки» и дома Иван Ивановича представлен на фото 1 ниже.

История места и версии

До сих пор краеведы-исследователи спорят об истории создания этого здания. Одни говорят, что раньше здесь была лютеранская церковь. Так как ее архитектура является лучшим примером традиционного для этих мест и времен северного готического романтизма. Другие утверждают, что это здание было построено специально как «водокачка». Так, что же здесь было?

Фото 1. Слева на фото здание «водокачки» (слева, под красной крышей). В центре — дом Иванова И.И. (фото автора 1974 год)

Изначально на этом месте размещался один из цехов стеклянной мануфактуры. Со временем, как бы сказали экономисты, он стал нерентабельным. Оборудование цеха устарело. Возможно, что помещение самого цеха для отливки стеклоизделий стало тесным. Вид здания цеха приведен на фото 2. Здание цеха разобрали. Не пустовать же этому живописному месту, да еще здесь на излучине реки. На Руси излучена реки считалась местом, наделенным святой мистикой, какой — то жизненной силой. Многие города и монастыри были построены на излучинах рек; Великие луки, Москва, Суздаль и многие др.

Фото 2. Вид цеха стекольной мануфактуры (фото из открытых источников)

Реконструкция вида рабочего поселка и лютеранской церкви того времени представлена автором на рисунке.

Реконструкция вида рабочего поселка завода и здания лютеранской церкви (акварельный рисунок автора «Непогода»)



Доказательства в пользу церкви

Возможно, что краеведы со временем найдут документы подтверждающие, историю создания этого здания. В пользу лютеранской церкви этого здания, я приведу следующие доводы.

Первый довод. Сохранилась фотография 1918 года (фото 3). Что это демонстрация или церковный ход? Анализируем фото. Колонна распределена на отряды. Каждый отряд имеет своего сташего, который возможно следит за порядком. Старший всей колонны с повязкой на левом рукаве. В наблюдаемой части колонны примерно 200 человек. Время съемки 15 часов дня. Холодно. Местами на теневой стороне еще лежит снег, возможно, что это апрель. Дорога ведет к храму! Сейчас это переулок Заречный рядом с баптистской церковью. Может быть, жители поселка идут на освящение церкви?

Фото 3. Жители рабочего поселка Калище идут на освящение церкви (?) (фото из открытых источников)


Возможно. Так как на демонстрацию обычно идут со революционными знаменами, в крестный ход — священники несут церковные знамена — хоругви.

На фото видны три знамени в конце колонны (красно или черно-белый), но видимо к революционным и церковным знаменам они не относятся. Впереди колонны идут «уважаемые жители» поселка.

Второй довод. Рассмотрим архитектурные особенности этого здания. На Руси имелось несколько типов архитектуры церквей. Храм в форме креста строился как символ того, что Крест Христов является церковной основой. Именно благодаря ему люди оказались избавленными от власти дьявольских сил. Если же архитектура соборов и церквей представлена круговой формой, это символизирует бесконечность существования. Здесь мы видим крестообразное строение здания «водокачки». Алтарь в лютеранской церкви обращён на восток. Обычно это возвышение внутри церкви, на котором расположен крест или распятие. За алтарём могут быть картины на библейские темы, витражи или просто окно в природу. Храму соответствует архитектурная «роскошь»: лепной декор; широкие арочные окна, шпиль или купол. Располагается здание большой своей осью с востока на запад. Здесь все это присутствует. На рисунке 4 приведен возможный вид верхней части здания церкви.

Возможный вид северной части здания (рисунок автора)


Такая конструкция здания была распространена в архитектуре построения лютеранских церквей Карелии. Это крестообразное строение здания со шпилем на вратах входа в церковь. Многообразие архитектурных решений не позволяет однозначно определить облик церкви — он индивидуален, и зависит от решения епархии.

Начало строительства церкви, если нет документов, находят по выбитой дате на гранитной плите. Таков был обычай. Его называют «краеугольным камнем». Обычно он находится в основании фундамента. Возможно, что при полной реконструкции этого здания, будет найден «краеугольный камень» истории нашей малой Родины.

Так как здание строилось на наносных речных песчаниках (зыбкий грунт), то в основание фундамента необходимо было забивать сваи. Поверх свай укладывался слой булыжников, залитых известняковым раствором. Затем укладывался слой гранитных плит. Потом шла кирпичная кладка. Это здание простояло уже более чем 100 лет, не осело, не покосилось, на стенах нет трещин. Все это говорит об ответственности и знании своего дела строителями. Россия уже имела опыт строить на болотах, на примере строительства Исаакиевского собора и других «тяжелых» зданий Петербурга.

Фото 5. Фундамент здания водоподъёмной станции с краеугольным гранитным камнем (фото автора, 2023 год).



Третий довод. Возможно, что при строительстве станции Калище руководство МПС торопилось сдать объект. Для экономии времени и расходов при строительстве водоподъемной и водораспределительной систем присмотрели здание лютеранской церкви в рабочем поселке завода в Калище, на берегу реки Коваш. После разрушения завода белогвардейцами многие жители ушли из этих мест. Поселок опустел. Верующих прихожан в поселке становилось все меньше. Это были годы борьбы с религией. Так, может быть строители и воспользовались этим вроде бы пустующим зданием, переоборудовав его в «водокачку».

Вид здания водоподъемной станции в начале 70-х годов (рисунок автора)

Еще один довод в пользу лютеранской церкви. Сегодня мы видим в этом здании много, так называемого «новодела». Например, после установки технологического оборудования — парового насоса заложили наружную арку алтаря (фото 6). Значит изначально не было проектной документации на «водокачку», которая бы предусматривала габаритные размеры парового насоса и его размещение внутри здания. Внутри здания также заложили большой полуциркульный проем между комнатами (фото 7).

Фото 6. Вид восточной стены здания со стороны алтаря (фото автора 2022 г.)


Фото 7. Полуциркульный проем и «новодел» внутри здания (фото автора 2023 г.)


Немного истории и современность

Водонапорную башню также не строили. Рельеф местности позволил обойти и эту строительную проблему. Резервуар для воды был врыт в один из самых высоких холмов рядом с вокзалом. Высота холма соответствовала высоте водонапорной башни. Количество водяных баков в водонапорной башне, а также их объём зависел от класса станции. Для исключения замерзания воды в холодное время года внутри водонапорной башни были предусмотрены паровые вертикальные котлы системы Шухова. Для заливки водой тендера паровоза были построены две гидроколонки, в начале и в конце разъезда. От замерзания воды в гидроколонках предусматривалось их отопление также по системе Шухова.

Со строительством завода металлоконструкций были разрыты песчаные холмы (дюны). Улицу Мира перегородили одним из цехов завода, гидроколонки снесли. В историческом плане перестала существовать водоподъёмная станция, даже как музейный экспонат. Это здание, хотя, возможно, и церковное, но оно сыграло свою историческую роль, и не только духовную, а главным образом хозяйственную.

В годы войны станция Калище был основным узлом поставки оружия и продовольствия защитникам Ораниенбаумского плацдарма. Отсюда вывозили раненых. Здесь ковалась победа — прорыв и снятие блокады Ленинграда, освобождение Ленинградской области.

Фото 9. Вид здания в настоящее время (фото автора, июль 2023)



В настоящее время здание почти разрушилось (последний разрушительный пожар произошел 13 июня 2023 года). Сгорел и дом, в котором жил начальник водоподъемной станции Иванов И.И.

Но «паровозное дело» осталось в памяти людей, как символ той эпохи, когда надо было быстро восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, строить новые предприятия и новую жизнь.

Валерий Золотухин

Ранее по теме:
  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика