Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Регистрация
Зарегистрироваться
Логин (мин. 3 символа):*
Email:*
Номер телефона:*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Имя:*
Защита от автоматической регистрации
CAPTCHA
Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

icon

Войти

|
Регистрация
logo

Тайна старинной усадьбы на правом берегу реки Коваш в Калище

23.07.2023  -  09:40

В Сосновом Бору есть небольшой природный уголок ,который определенно хранит какую-то тайну. Это прибрежный участок правого берега реки Коваш, расположенный ниже по течению от старого моста на улице Комсомольской. Там до сих пор можно увидеть остатки фундаментов и встретить одичавшие культурные растения (смородина, яблони). Житель Соснового Бора Валерий Золотухин считает, что тут когда-то была расположена красивая усадьба. Этой теме он посвятил небольшое исследование, которое проиллюстрировал собственными фотографиями и рисунками-реконструкциями.

Рисунок Валерия Золотухина: вид на реку Коваш, усадьбу (слева) и Калищенский стекольный завод (справа)
Рисунок Валерия Золотухина: вид на реку Коваш, усадьбу (слева) и Калищенский стекольный завод (справа)

Наследие очень талантливого фотохудожника начала 1900 годов — 27 фото — оставило нам много интересных свидетельств о жизни рабочего поселка стекольного завода в Калище. На некоторых фотографиях я обнаружил застройку правого берега реки Коваш. Там строились по тем временам «комфортные» для жизни дома.

Я задаю себе вопрос, а почему они раньше здесь не строились? Может быть, это место занимала чья-то «усадьба»? Этому есть свидетельства. За магазином «Балтика» (сейчас магазин «Верный») от «глуховки» открывается живописный вид на левый берег реки Коваш

Фото 1. Вид на излучину реки Коваш (Фото автора)


Сегодня это любимое место горожан для прогулок и отдыха. Раньше здесь был и самый лучший для жизни «уголок природы». Защищенный от северных ветров, обращенный на юг, он быстро, уже в начале апреля, прогревался солнцем, продлевая наше короткое северное лето. Возможно, он и приглянулся под строительство усадьбы.

Фото 2. Сосны и остатки фундамента определяют место дома усадьбы (Фото автора)


Возможно, что одни читатели, прочитав эту часть исторического очерка скажут: «да мы все это знали», другие — «здесь что-то было», и только небольшая часть скажут «да ведь это открытие, мы и не знали! Да, много раз мы проходили правым берегом реки Коваш (в конце подвесного моста, а позже под новым мостом) и не задумывались над тем, что здесь на правом берегу реки Коваш была чья — та усадьба». Автор исторического очерка не претендует на открытие, а скорее всего на анализ давно забытого, на образ нашей малой Родины. Это надо знать, надо изучать, и нам надо гордиться тем, что наш город родился не на пустом месте! План усадьбы на современной карте представлен на рисунке.


От первого упоминания о стекольном заводе в Калищах в 1743 году, до начала пошлого века прошла целая эпоха усадебного строительства в России. Возможно, что здесь, рядом с заводом, на правом берегу реки Коваш была построена усадьба барона Икскуля Юлия Александровича, владельца этих мест. Происходил он из старинного эстляндского дворянского рода шведского происхождения. Видный государственный деятель. Карьера его по службе была достаточно успешной. С января 1914 года и вплоть до революции Икскуль был президентом Генеральной евангелическо-лютеранской консистории — коллегиального органа управления евангелическо-лютеранским консисториями в Российской империи. Жил в Петербурге на Васильевском острове. В 1870 году из-за финансовых затруднений Икскуль продает принадлежащие ему в Петергофском уезде землю и стекольные заводы, представителю богатейшего рода Демидову Анатолию Николаевичу, потомку знаменитых уральских горнопромышленников Демидовых. Возможно, что с его титулом князя Сан-Донато, мало интересовала усадьба в Калище, имея в Италии свой роскошный дом. В России он бывал редко. В 1894 году это место купило Северное стекольно-промысловое общество.

…До нас не дошло ни описание усадьбы, ни парка, и кому она принадлежала. Осталось только то, что не поддается разрушению временем. Это рукотворный пруд, фундаменты домов и парковые деревья. Попробуем показать, что здесь была усадьба и проведем реконструкцию ее возможного вида. За основу возьмем изобразительный образ дворянской усадьбы достаточно полно раскрытый в картинах художников того времени: Сороки Г. В., Жуковского С. Ю., Поленова В.Д. и др. В этих картинах показан вид строений и уклад жизни дореволюционной эпохи — эпохи развития капитализма в России.

…В те времена, при строительстве усадьбы использовалась русская классическая ее форма. Что она собой представляла? Это был господский дом с гостевым флигелем и с отдельным флигелем для столовой, кузнечная мастерская для починки карет, пруд и парк с различными «затеями». В середине пруда обязательно был островок «уединения» с беседкой в виде ротонды. Также были: купальня, лодки и грот, где для гостей в жаркую погоду устанавливали стол с прохладительными напитками. Дорога к дому украшалась клумбами или вазонами для цветов и кустами сирени. Вокруг дома должны были быть посажены «благородные» парковые деревья: липа, клен, дуб, вишня и яблони. Из «полезных деревьев» я нашел лишь две яблони: одну в границах усадебного дома, другую на острове «уединения». Из окон дома усадьбы открывался живописный вид. Для усиления живописности, на самой излучины реки, возможно, были посажены березы. Их золотисто — желтый цвет осенью придавал оттенок печали, о прошедшем лете. Если сегодня убрать «дикие» заросли ольхи на левом и правом берегах реки, то открывался прекрасный вид, представленный на рисунке (реконструкция автора: Вид из окна усадебного дома, акварель).


Справа на рисунке (за ротондой) начинается дорога к усадьбе. Крутые берега реки, делали дорогу особенно опасной для гужевых повозок (карет) зимой. Здесь была отрыта пологая терраса, по которой была проложена безопасная «рукотворная» дорога к дому усадьбы.

Усадебный дом с пристройками строился в зависимости от состояния владельца. Видимо денег у хозяина было не так много, поэтому дом был построен двухэтажный, деревянный. И жили в нем только летом. В архитектуре построения дома присутствовало увлечение хозяина западным искусством — неоготикой. В те годы неоготическая архитектура в Петербурге дважды становилась популярной: во второй половине XVIII и второй половине XIX веков. В России этот стиль строений называют псевдоготикой. Такого типа строений раньше было много в поселке Мартышкино, под Ломоносовым, в Шувалове и Павловске под Петербургом. Основные черты неоготического стиля в России: каркасный свод в основе, вытянутые вверх конструкции — шпили, колонны, держащие своды и арки. Основным архитектурным элементом этого здания является бельведер. Бельведером называют надстройку здания, например башню или купол, а также пристройки типа эркеров. Иногда этот термин применяют к любым сооружениям, из которых открывается живописный вид. Со времен Ренессанса бельведер стал необходимым помещением для спокойного отдыха, созерцания и наслаждения красотой пространства. Этот архитектурный элемент включали в планировку усадеб, а также в прилегающие садово-парковые композиции. С XVI в. внешний вид бельведер претерпел множество изменений, что породило разнообразие модификаций — от дворцовых комплексов до верхних открытых террас. В данном случае мы видим две таких конструкции, башенка на крыше и примыкающие к основному здания второго этажа, два помещения полностью остекленные, что полностью соответствует понятию бельведер. Создается такое впечатление, что хозяина усадьбы интересовал больше всего пейзаж за окном.

Если внимательно рассмотреть интерьер квартиры барона Икскуля, то мы увидим множество фотографий и картин, украшающих стены комнат. Был ли он автором этих произведений, не известно. А если был? То можно с уверенностью говорить, что этот усадебный дом, дом — художника. О том, что из окон дома открывались живописные виды реки Коваш, можно судить по акварельным реконструкциям автора. Природа изменчива. То, что мы видим сегодня, уже не повторится завтра, не повторится и через год. Только геометрия очертаний холмов, изгиба реки узнаваемы с течением времени.

Возможно, что усадьба просуществовала до 1894 года — начала строительства стекольно-зеркального завода. Эти годы можно определить по диаметру стволов сосен вокруг усадьбы. Измерения диаметра стволов, автором очерка, показали, что их возраст составляет примерно 100 — 120 лет. Так как деревья выросли на месте фундамента дома, то соответственно и усадебный дом мог быть разрушен или пришел в «упадок» в период 1903 — 1923 годов.

Вид правого и левого берегов реки Коваш (акварель, реконструкция автора)


Эту усадьбу можно было бы назвать черемухово — рябиновой. Хозяева усадьбы видимо из всех деревьев больше всего любили рябину. Сейчас берега «глуховки» заросли кленами и ольхой. Меня, как исследователя дворянских усадеб в Тверском регионе, удивляет то, что здесь отсутствуют посадки сирени. Цветы сирени как символ дома, как символ семьи, должны быть в приоритете всех других цветов. Кусты сирени определяли бывшие разрушенные дома и их фундаменты. Среди цветов, «дикого» происхождения, на берегах пруда растут Ирисы. Этот желто — оранжевый цветок, самый красивый цветок болотистой местности. Его называют Ирис Сибирский болотный желтый.

Фото 3. Ирис сибирский желтый болотный (фото автора)


Среди других дикорастущих цветов отметим Иван-чай.

Фото 5. Иван-чай (фото автора)


Вокруг пруда была устроена прогулочная дорожка — тропинка.

Фото 6. Тропинка вокруг «глуховки» (фото автора)


Я называю это место пруд, а не «глуховка», возможно, что он рукотворный. Этому есть много объяснений. Одно из них «глуховкой» называют старое русло реки, которая имеет связь с основным руслом. Здесь этого нет.

Фото 7. Часть водного зеркала пруда (фото автора)


Фото 8. Рукотворный пруд квадратной формы (фото автора)


Круговая форма пруда с островом «уединения», ротондой, рукотворный пруд, усадебный дом в псевдоготическом стиле превращает это место в уникальное наследие прошлого, наподобие парков Павловска или Гатчины. Это был рассвет романтики русского классицизма.

Валерий Золотухин

Читайте также:


  • Поделитесь:
Яндекс.Метрика