Строительство любого объекта и его ввод в эксплуатацию априори вызывает у некоторой части общественности всплеск обеспокоенности, тем более, когда это касается не детской площадки, кафе или супермаркета, а такого серьезного сооружения, как атомная станция. Надежен ли проект? Верны ли расчеты? Насколько качественно велись строительно-монтажные и пуско-наладочные работы? Можно ли быть уверенными в безопасной работе оборудования и технологических систем?
фото: Дмитрий Чубарь
Хотя люди и осознают всю важность новых блоков ЛАЭС для страны и нашего города, градирни вызывают ряд вопросов у некоторых экологов и части ветеранов атомной энергетики. Работу «сосновоборских великанов» активно обсуждают и в социальных сетях. Новый виток разговоров пришелся на конец зимы — начало весны, когда на первом блоке ВВЭР‑1200 стартовал энергетический пуск, а затем и опытно-промышленная эксплуатация, во время которых проводятся более двух сотен опробований оборудования и технологических систем. В это время выявляются и оперативно устраняются возможные замечания. Проверки проходят при поэтапном повышении мощности реакторной установки от минимально контролируемого уровня не более 1 % до 100 %.
Между нами тает лед
Неоднократно подвергалась опробованиям и система оборотного водоснабжения энергоблока, элементами которой и являются градирни. Работы на этапе «энергетического пуска» проводились в конце февраля — начале марта на уровне мощности 30 %. Наступили сильные морозы, не типичные для Ленинградской области в это время года. Температура воздуха ночью опускалась до — 20–23 °C. Для северо-западного региона Росгидрометом был объявлен «оранжевый» уровень опасности.
В это время в некоторых местах градирен появилась наледь, которой там быть не должно. Почему так случилось? По нескольким причинам, сложившимся одновременно. Во‑первых, резко отрицательные температуры. Во‑вторых, малый уровень тепловой мощности реактора. В третьих, выяснили, что не в полной мере были синхронизированы моменты включения и отключения сливных байпасов, подающих воду непосредственно в водосборный бассейн градирни. Отрегулировали работу байпаса, и «лед растаял навсегда», заверяют технические специалисты. Кроме того, оптимизировали работу оборудования градирен. Например, каплеуловители внутри «башни» отладили так, что теперь крупные капли влаги, и тем более соли, выпадать на территории промплощадки и за ее пределами не будут. А значит, речь не может идти ни о каких обледенениях дорог, уличного оборудования из-за парящих градирен.
Кстати, в свое время на основании научных работ, совместно проведенных рядом научно-исследовательских и проектных институтов, технологическая часть проекта градирен была усовершенствована: объем капельного уноса удалось сократить в два раза! А это и есть тот пар, который вы наблюдаете из окна над градирнями. Такие результаты достигнуты, в том числе, за счет применения высокоэффективного оборудования и сокращения проектного расхода циркуляционной воды. Отметим, градирни ЛАЭС намного выше своих «собратьев» других объектов энергетики, это позволяет значительно сократить количество выбрасываемого в атмосферу пара и минимизировать воздействие на окружающую среду.
Почему нельзя отказаться от градирен и сделать охлаждение, как на первой ЛАЭС — через залив?
Все дело в Водном кодексе РФ, который в 2008 году запретил любое прямоточное охлаждение из рек, озер, морей и пр. Теперь ни проектировать, ни сооружать такие системы нельзя. Но! Депутаты Госдумы ведут постоянную работу по отмене этой поправки в Водный кодекс. Недавно на ЛАЭС прошло выездное заседание комитета по энергетике ГД. Участники совещания отметили, что решение проблемы прямоточной системы охлаждения важно не только для атомной отрасли, но и для многих других отраслей России. Возможно, этот вопрос решится в ближайшее время.
Есть ли опыт работы градирен в нашей стране и за рубежом?
Четыре градирни с естественной тягой («мокрые» градирни) безопасно и без влияния на окружающую среду эксплуатируются на Калининской АЭС, семь — на Нововоронежской АЭС. Без нареканий работают и градирни Ростовской атомной станции. Все ТЭЦ Санкт-Петербурга и Москвы работают на градирнях, относящихся к тому же типу, что и на ЛАЭС. Они находятся в центре городов, в Москве и Петербурге их несколько десятков. По суммарной мощности они на порядок превосходят градирни ЛАЭС и работают уже десятки лет. Башенные испарительные градирни строят и эксплуатируют и за рубежом, в том числе, используя для их подпитки, как и в нашем случае, морскую воду. Правда, вода Финского залива гораздо менее соленая, чем та, которую используют иностранные коллеги. Значит, и трудностей с ней меньше.
Работают ли градирни на других атомных станциях зимой? Имеют ли они дополнительные водоемы-охладители?
Построенные в советское время АЭС с градирнями (Ровенская АЭС, Армянская АЭС, Нововоронежская АЭС) никаких водоемов‑охладителей не имеют. На Калининской АЭС для первых двух энергоблоков система техводоснабжения прямоточная с использованием озер Песьво и Удомля, а при строительстве энергоблоков № 3 и № 4 для снижения тепловой нагрузки на озера, особенно в летнее время, предусматривалось использование (параллельно) башенных испарительных градирен, включение которых зимой не требовалось. Если говорить о Нововоронежской АЭС, где более 40 лет одна из очередей круглогодично работает с семью градирнями высотой 90 м, для новых блоков построили еще две высотой 170 м. Также надо учитывать, что среднемесячная температура воздуха в январе в Нововоронеже составляет –9,6 °C, а в районе расположения новых энергоблоков ЛАЭС –7,5 °C.
Ветераны атомной энергетики предлагают свои варианты. Будут ли они применены?
Действительно, в адрес руководства ЛАЭС поступило несколько технических предложений от ветеранов, в том числе от Михаила Владимировича Шавлова. Эти предложения сейчас изучают технические специалисты как действующей, так и строящейся ЛАЭС. Как и прежде, открытость в этом вопросе будет полной, и люди получат ответы на все интересующие вопросы.
Управление информации и общественных связей ЛАЭС